18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Больше чем пыль на бумаге

№47
Материал из газеты

Пастель в истории искусства и в руках Жан-Этьенна Лиотара. Этот хрупкий материал при правильном уходе меньше других техник искажает первоначальные цвета рисунка

Пастель — парадоксальная техника и один из самых хрупких материалов: это пыль, втертая в поверхность (как правило, в бумагу), ее легко повредить и невозможно восстановить без изменения. Однако если за пастелью правильно ухаживать, из-за отсутствия связующих веществ, стабилизаторов, сушек и примесей она превращается в удивительно долговечный материал, не искажающий цвета. По сравнению с потемневшей масляной живописью тона пастелей того же времени отличаются роскошной яркостью. The Art of the Pastel (Искусство пастели) — богато иллюстрированное исследование, охватывающее период от возникновения техники около 1500 года до 1900 года. Авторы отказались от непрерывного повествования, рассказав историю пастели с помощью обзоров отдельных периодов и центров деятельности, снабженных краткими блоками о наиболее выдающихся мастерах.

Первые образцы пастели появились в Северной Италии в кругу Леонардо в 1490-х годах. Ограниченное число цветов поначалу дополнялось природными мелками. На раннем этапе пастель использовалась для придания естественности рисункам и в подготовительных эскизах. С появлением профессиональных торговцев красками производственные техники стали более продвинутыми, а цвета — разно­образнее, благодаря чему пастель оказалась жизнеспособным материалом. Этот мелко растертый пигмент в связующем растворе, высушенный в мелкие палочки, имел такие преимущества, как скорость создания рисунка, портативность и более низкая, чем у любой масляной краски, цена.

В XVIII столетии неоднозначный статус пастели сыграл роль в борьбе женщин за профессиональный статус. Благодаря тому, что академики не могли точно классифицировать технику пастели, ряду художниц удалось получить членство в академиях Англии и Франции. Академики относились к пастели как к благородному женскому времяпрепровождению. Одной из первых пастелисток стала венецианка Розальба Каррьера (1673/75–1757), занимавшаяся популяризацией пастельных портретов по всей Европе. Должное внимание в книге уделяется Эдуарду Мане и импрессионистам, чьим требованиям сложного цвета, быстрого исполнения и пленэрной работы пастель отвечала лучше других техник. Величайшим пастелистом считается Эдгар Дега.

В каталоге Jean-Etienne Lio­tard, сопровождающем недавнюю выставку в Эдинбурге и Лондоне, дан обзор пастелей самого знаменитого художника, использовавшего эту технику. Лиотар родился в Женеве и учился на портретиста, прежде чем отправиться в путешествие по Востоку. С 1738 по 1742 год он жил в Константинополе, создавая там портреты дипломатов и зажиточных торговцев (в том числе знаменитую Шоколадницу, ныне хранящуюся в Дрездене). Когда он вернулся в Европу, длинная борода и восточный наряд сделали его заметной и модной фигурой.

Авторы анализируют 82 работы, представленные на выставке, а также творчество Лиотара как образец ориентализма, роль одежды в его картинах, автопортреты, натюрморты и феномен покровительства художнику со стороны королевских особ.

Самое читаемое:
1
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
2
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
3
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
4
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
5
Нотр-Дам: восставший из пепла
После пожара 2019 года, заставившего плакать буквально весь мир, собор Парижской Богоматери воскресили за необычайно короткое время: он торжественно открывается 7 декабря
05.12.2024
Нотр-Дам: восставший из пепла
6
Прививая вкус к современному искусству
Коллаборации, смелые проекты, партнерство с ярмарками искусства — «Мясной дом Бородина» быстро, органично и с долей юмора становится участником арт-процесса
12.12.2024
Прививая вкус к современному искусству
7
Михаил Пиотровский «готовится к смене караула»
Говоря о своих иностранных коллегах, которые в скором времени покинут посты руководителей музеев, генеральный директор Государственного Эрмитажа рассказал и о себе
02.12.2024
Михаил Пиотровский «готовится к смене караула»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+