18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Секрет Тициана раскрыт

№47
Материал из газеты

Он просто был лучше других

Два тома Titian’s Painting Technique before 1540 (Живописная техника Тициана до 1540 года), охватывающие творчество художника вплоть до начала 40-х годов XVI столетия, представляют собой непрерывный текст в периодическом издании лондонской Национальной галереи. В них собраны результаты технико-технологического анализа всех произведений Тициана, ныне принадлежащих Национальной галерее, плюс четырех холстов из других музеев, которые находятся на исследовании в ее лаборатории.

Изучение этих работ, к примеру, в инфракрасных лучах показало, как часто Тициан пользовался предварительными рисунками, задумывая композиции будущих произведений. Скажем, теперь очевидно, что художник изменял жесты и положение тела Актеона в процессе создания картины Диана и Актеон.

Еще удивительнее открытие, сделанное благодаря использованию рентгеновских лучей: на полотне Диана и Каллисто нимфа, приподнимающая одежды Каллисто, изначально была задрапирована покрывалами. Одна из самых известных обнаженных фигур Тициана, эта юная нимфа с небольшой грудью, круглым животом и выступающими ягодицами затмевает все остальные фигуры. Тициан включил ее в картину ценой отхода от логики мифа, ведь теперь она отвлекает внимание от беременности Каллисто. Вариант этого полотна из венского музея исполнен слабее, но нарративно выглядит более связным, в нем Тициан обращается к своему первоначальному замыслу. Другой случай — мальчик с птицей на картине Венера и Адонис, написанный поверх пейзажа.

Тициан вообще любил писать поверх использованных холстов. Они вводили элемент произвольности в тональную структуру и фактуру поверхности, сопротивление которой особенно вдохновляло художника. Так, в картине Венера перед зеркалом из Национальной художественной галереи в Вашингтоне окончательная композиция включает фрагмент драпировки из находящегося под ней двойного портрета.

Кажется, главный вывод, к которому пришли авторы коллективной публикации, заключается в том, что у Тициана не было секретов в использовании пигментов и методов письма, в этом он ничем не отличался от современников. У него вообще не было особенных секретов — он просто умел разнообразнее и тоньше применять любые изобразительные средства. Великие поэты и плохие поэты пользуются одними и теми же словами: значение имеет лишь то, что они из них создают.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+