18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Секрет Тициана раскрыт

№47
Материал из газеты

Он просто был лучше других

Два тома Titian’s Painting Technique before 1540 (Живописная техника Тициана до 1540 года), охватывающие творчество художника вплоть до начала 40-х годов XVI столетия, представляют собой непрерывный текст в периодическом издании лондонской Национальной галереи. В них собраны результаты технико-технологического анализа всех произведений Тициана, ныне принадлежащих Национальной галерее, плюс четырех холстов из других музеев, которые находятся на исследовании в ее лаборатории.

Изучение этих работ, к примеру, в инфракрасных лучах показало, как часто Тициан пользовался предварительными рисунками, задумывая композиции будущих произведений. Скажем, теперь очевидно, что художник изменял жесты и положение тела Актеона в процессе создания картины Диана и Актеон.

Еще удивительнее открытие, сделанное благодаря использованию рентгеновских лучей: на полотне Диана и Каллисто нимфа, приподнимающая одежды Каллисто, изначально была задрапирована покрывалами. Одна из самых известных обнаженных фигур Тициана, эта юная нимфа с небольшой грудью, круглым животом и выступающими ягодицами затмевает все остальные фигуры. Тициан включил ее в картину ценой отхода от логики мифа, ведь теперь она отвлекает внимание от беременности Каллисто. Вариант этого полотна из венского музея исполнен слабее, но нарративно выглядит более связным, в нем Тициан обращается к своему первоначальному замыслу. Другой случай — мальчик с птицей на картине Венера и Адонис, написанный поверх пейзажа.

Тициан вообще любил писать поверх использованных холстов. Они вводили элемент произвольности в тональную структуру и фактуру поверхности, сопротивление которой особенно вдохновляло художника. Так, в картине Венера перед зеркалом из Национальной художественной галереи в Вашингтоне окончательная композиция включает фрагмент драпировки из находящегося под ней двойного портрета.

Кажется, главный вывод, к которому пришли авторы коллективной публикации, заключается в том, что у Тициана не было секретов в использовании пигментов и методов письма, в этом он ничем не отличался от современников. У него вообще не было особенных секретов — он просто умел разнообразнее и тоньше применять любые изобразительные средства. Великие поэты и плохие поэты пользуются одними и теми же словами: значение имеет лишь то, что они из них создают.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+