Это грандиозная выставка: и по поставленным задачам, и по своему воплощению. Для нас она важна в первую очередь тем, что рассказывает о великом коллекционере ХХ века. На мой взгляд, самом великом в масштабах не только России, но и мира. В том, что она пройдет во Франции, — ясная логика. И не только потому, что жизнь Щукина была целиком связана с этой страной: туда он ездил к художникам и маршанам, там провел последние годы. Между нашим музеем и Францией всегда складывались особые отношения. Ведь в коллекции ГМИИ хранятся не одни лишь знаменитые и «брендовые» импрессионисты — у нас сильное собрание французской живописи XVII–XVIII веков, да и XIX века (тоже, кстати, поступившей из частных московских собраний). И недавний приезд в ГМИИ полотна Олимпия Мане (второй в истории этой картины выезд за пределы Франции) — это знак уникального отношения к нашему музею и доверия. В то же время в Париже не проходит ни одной крупной выставки, где бы не участвовали произведения из нашего собрания. Лувр, Орсе, Центр Помпиду — наши старые партнеры. Но появляются и новые: в этом году мы подписали соглашение с Музеем на набережной Бранли и надеемся на такое же с Институтом исламской культуры в Париже. Мы воспринимаем французские музеи почти как родственников, такие же тесные связи у нас разве что с итальянцами.
У нас абсолютно родственные отношения и с Андре-Марком Делок-Фурко, внуком Щукина. Был пройден определенный путь — от претензий со стороны семьи, которые возникали, когда вещи выезжали на выставки, до нынешнего единодушия и взаимопонимания. Андре-Марк подписал письмо, в котором он отказывается от каких-либо претензий, но и без письма это было заложено в самой идее выставки.
Здание Фонда Louis Vuitton в Париже, где состоится выставка, не только уникальный архитектурный объект, но и идеально организованное выставочное пространство с удобным подъездом, прекрасными условиями хранения и сильнейшей охраной. И главное — с фантастическим коллективом музейных профессионалов, чья репутация безупречна. Да и что скрывать — это безумно дорогая выставка.
«Шедевры нового искусства. Коллекция Щукина»
Фонд Louis Vuitton, Париж, 22 октября 2016 года — 20 февраля 2017 года
Выставка посвящена коллекционеру Сергею Щукину (1854–1936). Она объединяет шедевры, собранные более столетия назад и волею истории уже полвека разделенные между двумя музеями — Государственным Эрмитажем и Государственным музеем изобразительных искусств им. Пушкина. На выставке в Париже 130 произведений импрессионистов и постимпрессионистов из коллекции московского мецената дополнены 30 работами кубофутуристов, супрематистов и конструктивистов из музеев России и мира (Государственная Третьяковская галерея, Музей современного искусства в Салониках, Городской музей Амстердама, Музей Тиссен-Борнемиса, Музей современного искусства в Нью-Йорке).
К ней издается серьезный каталог на трех языках (французском, английском и русском). Выставку сопровождает мощная музыкальная и культурная программа. Выйдет биография Щукина и документальный фильм о нем, снятый французским телеканалом Arte. Кроме того, есть идея сделать художественный фильм о коллекционере. За его именем — не только картины, но и очень драматичная, сложная жизнь, переплетенная с историческим контекстом. Уход детей, смерть жены, то, как он уехал, оставив свою коллекцию, как он менялся, чем заполнял свою жизнь, будучи крупнейшим предпринимателем и фантастически образованным человеком, как постепенно в него входила собирательская страсть и как она жила в нем. Если эта идея реализуется, это будет блокбастер. Нам очень важно, чтобы наш великий соотечественник стал зримым для мира.
Для фонда Бернара Арно это тоже необычный шаг, ведь он занимается современным искусством. Это очень символично — что один коллекционер современного искусства делает выставку другого, пусть и жившего на 100 лет раньше. Тем более что щукинская коллекция в целом повлияла на формирование новой генерации коллекционеров, к которой относится и Бернар Арно. Кроме того, наши партнерские отношения повлекут за собой важные проекты в Москве.
Кураторская концепция Анны Бальдассари заключается в подробном рассказе о Щукине и его развитии как коллекционера. В разные периоды он с разной степенью страстности собирал различное искусство, но было несколько художников, которыми он был увлечен больше остальных. У него был период Сезанна, период увлечения Гогеном, самый яркий и важный период связан с Пикассо и Матиссом.
На выставке будет и русский авангард. Это мой камень в эту реку. Когда говоришь о Щукине, очень важно понимать его роль в развитии русского искусства, ведь он создал открытый для публики частный музей. Все русские художники ходили туда смотреть самое современное, самое живое и острое искусство. Для коллекционера именно это было главной задачей — он водил по музею и рассказывал о картинах сам. Если бы не было щукинского контекста, я не знаю, как пошло бы русское авангардное искусство. Блок работ русских художников из Третьяковской галереи и других российских музеев показывает, во что это вылилось.
На этой выставке впервые по-настоящему ликвидируется дефис между именами Сергея Щукина и Ивана Морозова. У них были разные миссии и совершенно разные коллекции. Наша задача — показать Щукина как коллекционера и как личность. А следующим будет Морозов. Желание такое есть, а договориться о выставке, поверьте, не сложно.