Арт-дилер Хильдебранд Гурлитт (1895–1956) был одним из четырех немецких галеристов, привлеченных фашистами к покупке и продаже произведений искусства, конфискованных у германских музеев во время кампании против «дегенеративного искусства». Нынешняя книга завершает биографический квартет, посвященный, помимо Гурлитта, Бернхарду Бёмеру, Карлу Бухгольцу и Фердинанду Мёллеру, которых угораздило заниматься торговлей искусством в условиях нацистского режима. Почему за его биографию взялись только теперь? Гурлитт был одним из ведущих закупщиков музея, который планировали построить в Линце по требованию Гитлера. И до 1933 года, и уже после установления нацистского режима Гурлитт вступал в конфликты с властью, из-за чего постепенно утратил влияние. В 1933 году его уволили из дирекции Художественного союза Гамбурга за отказ вывесить флаг со свастикой. В книге показан человек, который на фоне несчастий в семье пытается избежать гибели, пойдя на соглашение с режимом. После потери работы в Гамбурге «жизнь Гурлитта приняла иной оборот», когда он «начал приспосабливаться к новым обстоятельствам». Гурлитт приобретал работы «у евреев-коллекционеров, а также у художников-евреев, попавших в тяжелое положение». «Он помогал им, но низкие цены указывают на то, что одновременно он извлекал выгоду из безнадежной ситуации клиентов». Арт-дилер действовал «в серой зоне» морали, там, где теряются нравственные ориентиры. В 2012-м имя Гурлитта попало на первые полосы газет, пестревших заголовками о тайниках с огромной коллекцией произведений искусства, принадлежавших Корнелиусу, его одиноко живущему сыну и наследнику.