В столице Франции, на набережной Бранли, неподалеку от Эйфелевой башни, 19 октября прошла торжественная церемония открытия Российского православного духовно-культурного центра, построенного по проекту французского архитектора Жан-Мишеля Вильмотта. Одна из самых амбициозных зарубежных строек России длилась два года и обошлась государству примерно в €170 млн. Из Парижа — Мария Сидельникова.
Открытие Российского православного духовно-культурного центра готовилось на высшем уровне, с участием первых лиц. Но незадолго до предполагаемой даты из-за усложнившихся взаимоотношений президенты Владимир Путин и Франсуа Олланд резко изменили планы, и российский лидер отменил свой визит в Париж. Обращение от его имени зачитывал министр культуры РФ Владимир Мединский.
По заготовленному тексту он с ходу поприветствовал «господина президента», но тут же поправился, потому что обращаться ему пришлось к госсекретарю при премьер-министре по вопросам сотрудничества с парламентом Жан-Мари Ле Гуену — главному представителю с французской стороны.
Российский министр заявил, что центр открыт для всех желающих изучать историю и культуру России, рассказал про важность храма Святой Троицы для православных во Франции и о прочности культурных и гуманитарных связей между двумя странами, свидетельством которой и является построенный ансамбль.
В ситуации, когда дипломатические отношения хуже некуда, на культуру и дружбу народов уповали все выступающие. Представитель патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Богородский Антоний заверил, что в храме будут совершать ежедневную молитву о России и Франции и их дружбе. Гендиректор строительной компании Bouygues Оливье Буиг с воодушевлением рассказал про сплоченную совместную работу с российской стороной даже в такое «сложное время». Рашида Дати, мэр VII округа Парижа, где расположен православный центр, заверяла собравшихся, что «мир становится лучше, когда русские и французы разговаривают друг с другом». А парижский мэр Анн Идальго, приветствовав «символ дружбы», сообщила о многообещающих проектах с московским градоначальником Сергеем Собяниным. По окончании церемонии российская делегация получила от строителей Bouygues в подарок памятные медали, черный рояль, и все собравшиеся отправились осматривать территорию нового центра.
Российский центр состоит из четырех отдельно стоящих зданий. Если смотреть сверху, то, грубо говоря, это два неправильных четырехугольника по бокам, а в середине — квадрат и треугольник. На набережную Бранли выходит культурный центр с двумя выставочными залами. Вдоль улицы Рапп расположились храм Святой Троицы и административный корпус с концертным залом, офисами для культурного департамента посольства РФ и апартаментами для сотрудников центра. В глубине участка, на улице Юниверсите, находится российско-французская школа на 150 учеников.
Если идти со стороны Сены по мосту Альма, виден только культурный центр, и из-за деревьев торчат купола на фоне Эйфелевой башни. Архитектор Жан-Мишель Вильмотт особенно гордится тем, что застроена лишь половина участка и таким образом сохраняется его городская функция. То есть предполагается, что через территорию центра насквозь можно будет проходить к набережной Сены.
Кроме того, после сноса здания французской метеослужбы, на месте которой и возник оазис русской православной культуры, впервые за многие десятилетия стал виден дворец Альма — архитектурный ансамбль 1861 года, где располагались конюшни Наполеона III и жили обслуживавшие их конюхи (фасады дворца отреставрированы на средства из российского бюджета).
«Нашей задачей было сделать проект для парижан, не карикатурный, но в то же время уважающий каноны православной архитектуры. В храме мы использовали принцип монолитного строительства, остальные здания — это комбинация камня и стекла. Игра со светом, с его отражением — общий принцип для всех зданий», — пояснил свой замысел TANR архитектор Вильмотт.
Главная примета православной архитектуры — пять куполов храма Святой Троицы. Их форму корректировал и утверждал лично патриарх Кирилл. Большой, символизирующий Христа, в диаметре размером без малого 15 м, и четыре маленьких, означающих апостолов Матфея, Марка, Луку и Иоанна, по 6 м каждый. Покрыты они матовым «лунным золотом» (moon gold) — специальным, 24-каратным, сплавленным с палладием.
По словам Вильмотта, на все купола понадобилось всего 800 г золота: «Просто, чтобы вы понимали, что мы не выкидывали деньги на ветер». «Лунное» куда менее желтое и яркое, чем, например, золото на соседнем мосту Александра III или на куполе дворца Инвалидов, в пасмурный день его и вовсе можно принять за серебро. Вместо традиционной основы куполов — деревянной или металлической — Вильмотт с французскими строителями решил применить композитные материалы, которые часто используются в авиапромышленности и судостроении, реже в строительстве зданий и впервые — для куполов. Это позволило значительно уменьшить вес конструкций (в противном случае большой купол весил бы 42 т, а теперь — всего 8 т) и сроки производства.
Основным строительным материалом стал знаменитый белый камень из Бургундии. Он является традиционным для Парижа, из него построены многие городские достопримечательности, в частности мост Йена, Музей современного искусства Парижа и дворец Трокадеро.
Господин Вильмотт долго объяснял особую технологию создания каркасов зданий и фасадов возведенного центра. Сначала из специального бетона при помощи конструкций весом в сотню тонн отливали форму. При строительстве храма это делали единовременно и на полную высоту — 17 м. Для французских строителей, как подчеркнул архитектор, это национальный рекорд.
На следующем этапе фасады отделывали камнем, собирая их как мозаику; на все четыре здания потребовалось около 12 тыс. составляющих. Если приглядеться, то действительно в одной линии здания можно заметить камень разных оттенков и размеров. При этом издалека они все равно выглядят как горизонтальные жалюзи на окнах или сложенный гармошкой лист бумаги.
Гости церемонии о новаторской архитектуре Жан-Мишеля Вильмотта говорили либо хорошо, либо ничего. На просьбу корреспондента TANR поделиться впечатлениями генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский ответил, что еще ничего толком не видел и вообще весь в мыслях о предстоящей выставке коллекции Сергея Щукина. Не задержались в новом ансамбле ни президент Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Ирина Антонова, ни директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, ни бывший министр культуры Франции Фредерик Миттеран — сразу после официальной части они поспешили к выходу.
«Я не большой поклонник современной архитектуры, — сказал TANR художник Оскар Рабин. — Купола красивые, а сам комплекс мне напоминает что-то техническое, человеческого в нем мало. Но тут надо спрашивать у верующих, хорошо ли им будет здесь молиться».
Впрочем, молиться верующим пока рано. Освящение храма Святой Троицы запланировано только на 4 декабря, в Париж должен приехать патриарх Кирилл. Сейчас же внутри — белые стены: ни иконостаса, ни росписей. В ближайшее время ждут иконописцев из Сергиева Посада, внутреннее оформление может занять не меньше года.
Французская пресса обсуждает не столько архитектурные достоинства или недостатки нового православного духовно-культурного центра, сколько его политическую миссию. «Кремль на Сене» — окрестили журналисты едва открывшийся комплекс.
Масла в огонь подлил прошлогодний скандал с делом ЮКОСа. Напомним, что ранее Международный суд в Гааге обязал Россию выплатить экс-владельцам ЮКОСа $50 млрд, после чего адвокаты компании начали охоту на российские зарубежные активы, не оставив без внимания и парижский участок. Однако французские власти отклонили запрос адвокатов ЮКОСа и присвоили центру дипломатический статус: он перешел из ведомства Управления делами президента РФ к Министерству иностранных дел России и, таким образом, получил дипломатический иммунитет. Вместе с тем множились слухи, что французские спецслужбы опасаются возможных прослушек с территории центра, ведь поблизости находится и аппарат президента Франции, и Министерство иностранных дел — кто знает этих русских?
Французские журналисты выпытывали сначала у Владимира Путина, а потом у посла РФ во Франции Александра Орлова, не спрятана ли спецаппаратура в куполах. Посол в интервью Le Journal du Dimanche заявил со всей решительностью: «Владимир Путин уже отвечал на этот вопрос. Вы можете прийти и посмотреть, там нет никаких антенн. В любом случае, учитывая сегодняшний уровень технологий, они уже и не нужны. А в куполах мы оставили небольшие двери для технического обслуживания, так что любопытствующие могут убедиться сами, что внутри ничего нет».
Проекту российского храма и культурного центра в Париже дал зеленый свет экс-президент Франции Николя Саркози еще в 2007 году после встречи с патриархом Алексием II.
У Московского патриархата в Париже есть храм Трех Святителей в XV округе — крошечная церковь, которая с 30-х годов прошлого века занимает подвал, где раньше был гараж для велосипедов. Известный православный храм на рю Дарю — собор Александра Невского — принадлежит Константинопольскому патриархату и России никак не подчиняется. Так что просьба патриарха была оправданной и своевременной.
За земельный участок площадью 4,24 тыс. кв. м в престижном VII округе Парижа, на набережной Бранли, где долгое время находился офис французской метеослужбы, России пришлось побороться. Франция выставила его на продажу в 2009 году. Россия подала заявку одной из первых, конкурентами были Канада и Саудовская Аравия. У первой не хватило денег, вторую забраковали (поговаривали, что французские власти предпочли видеть на фоне Эйфелевой башни православный храм, а не мечеть). В январе 2010-го сделка состоялась. По неофициальным данным, Россия заплатила за участок более €60 млн.
В том же году Управление делами президента РФ объявило архитектурный конкурс. Сотни заявок, международное жюри, два этапа — в итоге в 2011 году победителем был объявлен совместный проект испанского архитектора российского происхождения Мануэля Яновского и московской мастерской Arch Group. Летящая стеклянная крыша-покров, золотые купола, невероятный сад и прочие эффекты вызвали немало треволнений, но принципиальных возражений тогда не возникло, и проект был отправлен на обычные в таких случаях согласования и доработки.
Однако у Яновского нашелся влиятельный оппонент. Против выступил тогдашний мэр Парижа Бертран Деланоэ, который назвал проект показухой, архитектуру — пародией и потребовал не допустить выдачи разрешения на строительство в зоне, находящейся под охраной ЮНЕСКО. На тот момент у него была только консультативная функция, но вскоре во Франции случились президентские выборы, к власти пришли социалисты. В кулуарах говорили, что люди из кабинета мэра теперь оказались в правительстве и стало очевидно, что шансов у проекта Яновского больше нет. Пришлось спешно менять архитектора.
Конкурс больше не проводили. Обе стороны сошлись на кандидатуре Жан-Мишеля Вильмотта. Франции он родной, а в России вел немало проектов, в том числе проектировал «Большую Москву». Разрешение на строительство нового, вильмоттовского проекта без проблем было получено в конце 2013 года, и уже спустя несколько недель начались строительные работы, а 18 октября 2016 года объект был сдан.