В Центральном доме художника продолжается традиционный осенний смотр российских антикваров. На открытии в прошлую пятницу был практически «цирк с конями»: наездница в костюме под XIX век на живой лошади, настоящие борзые и сокольничие с хищными птицами в сопровождении оркестра волынщиков дефилировали по рядам и изрядно удивляли гостей вечера. Столь экстравагантная организация предпоказа должна была усилить впечатление от специальной экспозиции Салона «Страсть моя — охота». На этот раз темой некоммерческой выставки стало отражение этого аристократического развлечения в мебели, бронзе, оружии, шпалерах, трофеях. Произведения из московских и петербургских частных коллекций были отобраны куратором Людмилой Дементьевой, заведующей отделом металла Государственного исторического музея. Из других некоммерческих аттракций, создающих антураж Салона, запомнилась мини-выставка ретроавтомобилей от «Реанимационной мастерской „Камышмаш“» в зале на втором этаже. Коллекционный автопарк дополняет тематическую экспозицию «ХХ век», подготовленную совместными усилиями галерей «Арт-Панорама», «Форма», «Меларус» и «Совком».
По информации из пресс-релиза, в Российском антикварном салоне принимает участие 250 галерей из различных городов России, а также торговцы искусством из Армении, Белоруссии, Германии, Италии, США и Франции. Недостатка в участниках действительно не ощущается. Стенды самых заслуженных игроков российского арт-рынка и иностранных гостей расположены на втором этаже в так называемой ВИП-зоне, а антиквариат подешевле и винтажные вещи можно найти не только на третьем этаже, но и на антресоли. За 20 с лишним лет своего существования Российский антикварный салон переживал разные времена: бывало, что в ВИП-зоне было неуютно просторно из-за нехватки галеристов, а третий этаж пару раз упраздняли полностью. Так что нынешний «полный комплект» участников свидетельствует о том, что антикварная ярмарка не теряет своей значимости.
Хуже дела обстоят с посетителями, несмотря на все старания организаторов. В прошлые выходные пенсионеров в ЦДХ пускали бесплатно. На страничке ярмарки в Facebook продолжается арт-квест «Сезон охоты на искусство», для участия в котором нужно посетить Салон в любой день его работы с 15 по 23 октября, найти указанные в посте предмет или картину на одном из 230 стендов, сфотографироваться рядом с экспонатом и выставить фото в комментариях. Победитель получит приз — каталог Российского антикварного салона. Тем не менее народу в ЦДХ все эти дни немного, а галеристы жалуются на то, что продажи идут вяло. Впрочем, впереди еще одни выходные, так что подводить итоги пока рано.
В четверг сообщество антикваров в лице представителей Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров (МКААД), ассоциации «Форум коллекционеров России» и членов рабочей группы по вопросам коллекционирования при комиссии по культуре Общественной палаты Российской Федерации в течение четырех часов обсуждал законодательные аспекты отечественного арт-рынка.
Директор ЦДХ и президент МКААД Василий Бычков рассказал о том, что уже подготовлен и прошел первое чтение законопроект о перемещении культурных ценностей. Его обещают принять в начале 2017 года, так что у антикваров есть последняя возможность повлиять на его содержание через Общественную палату. На данный момент проблемными точками являются отсутствие определения «культурных ценностей», а также игнорирование правового статуса меценатов и частных коллекционеров.
Представитель Министерства культуры РФ и антиквар Михаил Перченко сообщил о том, что ведомство одобряет основную идею закона, согласно которому национальное достояние РФ вывозить запрещено, независимо от возраста предметов, а все остальное можно — и без пошлины.
Не обошлось и без разногласий среди антикваров и взаимных обвинений со стороны присутствовавших чиновников. Так, Елена Пискунова из Федеральной таможенной службы обвинила Минкульт в том, что работники ведомства выдают фиктивные разрешения на вывоз предметов искусства. Из-за недобросовестности экспертов таможенники вынуждены «сложа руки» наблюдать, как культурные ценности вывозят за границу де-факто незаконно, но де-юре со всеми разрешениями министерства.
Еще одна важная тема — поправки в проект национального стандарта экспертизы, первая редакция которого поступила в Росстандарт еще в конце августа, и до 28 октября этого года есть возможность отправить замечания его разработчикам. Документ наконец определил формат и структуру экспертных заключений и предложил информировать заказчика о том, застрахована ли ответственность эксперта.
Самый верный способ определить обязательные к просмотру произведения на 41-м Российском антикварном салоне — заглянуть в топ-лист, составленный признанными экспертами. Больше всего в этом списке картин со стенда галереи «Петербургский антиквар». На этот раз Михаил Суслов представил великолепную подборку русской портретной живописи второй половины XVIII — начала XIX века, включающую работы Владимира Боровиковского, Георга Кристофа Гроота, Дмитрия Левицкого и других. Впрочем, живопись музейного качества именно экспонируется на Салоне, продавать ее владелец пока не планирует.
Живопись старых мастеров можно найти на стенде Old Masters Gallery и миланской галереи Altomani. Первые предлагают картину флорентийского маньериста Якопино дель Конте «Святое семейство» и ряд произведений североевропейских художников XVII века, в частности натюрморт Виллема Класа Хеда за $300 тыс. Итальянцы привезли в Москву барочные полотна Лодовико Карраччи и Луки Джордано, а также майоликовое блюдо XV века и изысканные изделия из венецианского стекла XVI века.
Завсегдатай Антикварного салона московская галерея «Элизиум», не мудрствуя лукаво, подготовила тематическую экспозицию «Первые имена» — великие русские художники XIX–XX веков. Список мастеров вполне оправдывает такое название: Александр Бенуа, Петр Кончаловский, Василий Поленов, Илья Репин, Константин Сомов и Роберт Фальк. Впрочем, и цены соответствуют «первым именам»: «Венеция» Поленова за $600 тыс., «Казак» Репина за $300 тыс., а центральный экспонат — двусторонняя картина Святослава Рериха 1923 года, где с одной стороны изображен «Царь Соломон», с другой — «Соколиная охота», — обойдется в $370 тыс.
Интересную подборку подготовила Любовь Агафонова. На стенде галереи «Веллум» — графика мирискусников, пейзажи Георгия Нисского и коллекция из десяти редких акварелей Александра Яковлева ($150 тыс.). Натурные зарисовки выполнены художником в селе Бармино Нижегородской губернии, куда он ездил на летнюю практику вместе с сокурсниками по Академии художеств в 1911 году. Яркие и экспрессивные работы написаны открытым цветом с использованием контрастных оттенков, которые придают им особую выразительность.
Дебютант Салона, открывшаяся в сентябре московская галерея «Приоритет» делает ставку на разнообразие искусства, представленного на их стенде. Здесь и поздняя работа Козьмы Петрова-Водкина «У озера Ильмень» 1936 года, и произведения Александра Дейнеки (графика «Водный стадион» и натюрморт «Гладиолусы»), и необычный рисунок «Натурщик» Алексея Грицая 1944 года (за него просят $30 тыс.). Другое направления деятельности галереи — скульптура. Вход на стенд фланкируют монументальные статуи «Коленопреклоненный» и «Пророк Мани» из проекта «Миф» современного скульптора Ивана Коржева. Также здесь можно приобрести деревянную скульптуру Гуаньинь XVIII века за $18 тыс. и небольшую статую Кришны из дерева за $80 тыс.