Московское метро, кажется, изучено досконально — как главный материальный памятник советского времени, как утопический образ светлого будущего и сборник архитектурных цитат. Книгу, изданную к выставке Московское метро — подземный памятник архитектуры, многое роднит с ее героем: здесь так же все монументально и фундаментально, с большим количеством цитат и повторов.
Поскольку только статей в книге 13: об идеологии, инженерных особенностях, истории, современном состоянии и потребности в реставрации, о «полистилизме сталинской неоклассики» и даже о «советском метро как имиджевом проекте», то повторы фактов и оценок неизбежны. Вроде фразы «Московское метро — подземный памятник архитектуры показывает, как советские архитекторы решали такую сложную и новую для них задачу, как подземная архитектура», встреченной в одной из статей.
Ну и конечно, есть текст о метро в годы Великой Отечественной войны — как же без героизма в издании, получившем финансирование в рамках федеральной целевой программы Культура России (2012–2018 годы)!
После теоретического идет блок персоналий — 54 главы, посвященные разным станциям. Естественно, больше всего места отдано первым четырем очередям, но в последней главе представлено семь станций из множества построенных после 1955 года. К сожалению, там нет эффектной Римской с ее намеренным постмодернизмом. Постсталинской стилистике метрополитена посвящена глава Ирины Чепкуновой Путь к модернизму: от 1960-х к 1980-м.
Последний смысловой раздел состоит из воспоминаний современников и участников проектирования Московского метрополитена.
Среди них встречаются забавные: «В это время в Москву из Киева был переведен на повышение Н.С.Хрущев. Началась Москва „киевского периода“, как шутили тогда. Узнав, что родную станцию „Киевская“ делает москаль, Хрущев возмутился и срочно пригласил киевских архитекторов для этого проекта» (Александр Великанов).
Подобных веселых сведений в книге, впрочем, мало, она ведь о серьезном — о памятнике, да еще подземном, так что о монументальном — монументально. Время, когда можно было писать о сталинской архитектуре захватывающе и остроумно, как это сделал Владимир Паперный в Культуре два, прошло. Эта книга-каталог богато иллюстрирована, прежде всего фотографиями разных лет, на которых видно, что Москва подземная в исторической части сохранилась куда лучше наземной. Той дорогой столицы, где памятники архитектуры исчезают на глазах у не устающей изумляться публики.