Испанская живопись XVI — конца XVII века, давно уже канонизированная и признанная одной из вершин истории искусства, по ряду причин долго оставалась неизвестной остальной Европе. Только после завершения Наполеоновских войн (1807–1814) и установления мира на континенте картины испанских мастеров стали проникать на художественные рынки и попадать в музеи Лондона и Парижа.
Среди первых открывать Испанию отправились британцы, вооружившись путеводителем (1845) Ричарда Форда, аристократа, путешествовавшего по Испании в 1830–1833 годах. А те англичане, которых интересовало и искусство, пользовались еще Анналами художников Испании (1848) сэра Уильяма Стирлинга-Максуэлла, политика и историка искусств, блестящего знатока и коллекционера испанской живописи. Не отставала от Британии и Франция, и среди увлеченных Испанией — практически все звездные французские имена XIX века: Оноре де Бальзак, Виктор Гюго, Эжен Делакруа, Александр Дюма, Проспер Мериме, Жорж Санд, Стендаль и Ипполит Тэн.
Что касается немецкоязычных стран, то здесь все обстояло иначе. Немецкий мир вплоть до 1871 года оставался раздробленным на мелкие государства, где Пруссия, крупнейшая, наряду с Австрией, начала формирование общедоступной коллекции (нынешняя Картинная галерея в Берлине) с 1815 года, отдавая предпочтение Италии и Северной Европе, а не «вражеским» Франции, Англии и Испании.
Эти отделы сложились только после Второй мировой войны. В настоящее время испанская коллекция галереи насчитывает 50 произведений XV–XVII веков. Выставка Золотой век. Эпоха Веласкеса, включившая в себя, помимо вещей из берлинского собрания, еще 150 произведений, в том числе Эль Греко, Сурбарана, Веласкеса, Мурильо, предоставленных другими музеями: Прадо, Метрополитен-музеем, национальными галереями Лондона и Вашингтона, — впервые предлагает немецкому зрителю полную панораму испанского искусства золотого века.
Картинная галерея
Золотой век. Эпоха Веласкеса
До 30 октября