18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ампурдан: одних сводит с ума, других обращает в сюрреализм

№47
Материал из газеты

Каталонский сюрреализм в Государственном Эрмитаже

Выставка, открывающаяся в конце октября в Эрмитаже, — 70 произведений 29 художников, работавших начиная с рубежа XIX–ХХ веков, — готовилась музеем почти пять лет. Она должна продемонстрировать, что знаменитое утверждение Сальвадора Дали: «Сюрреализм — это я» — не преувеличение, а просто неправда. Имена большинства авторов работ, которые будут на выставке, известны только специалистам. В России их картины, скульптуры и графику покажут впервые. Разумеется, ничего из этого нет и в отечественных собраниях.

Куратор выставки Святослав Савватеев убежден, что под испанским сюрреализмом следует понимать именно каталонский, и в первую очередь сюрреализм Ампурдана, одного из районов Каталонии (на каталонском языке — «комарка Эмпурдá»).
Сюрреализм в Каталонии начинался с пейзажей и наследовал традициям импрессионизма. Причина тому — ампурданская трамонтана, ветер, дувший с гор на море и сводивший с ума обычных людей. А талантов он превращал в художников, создавших свою школу сюрреализма, впрочем тесно связанного с международной эстетикой антиискусства — дадаизмом — и модными в то время левацкими идеями. В начале ХХ века художник Хуан Нуньес создал «школу Фигераса», где учились Рамон Реч, Сальвадор Дали, Мариá Бач, Жоакин Бек де Кареда, Льюис Вайреда, Льоренс Кайрó и Антон Казамор.

Старшим современником Дали, мастером сюрреалистического пейзажа был Жоан Масанет-и-Жюли. Ему принадлежат картины Явление Вермеера Делфтского в заливе Розес и Ночной дозор. Посвящение Рембрандту. Следом за Дали в ряду самых значимых и известных сюрреалистов — уроженец города Кадакеса Анжел Планельс-и-Круаньяс, представленный на выставке Луной на берегу моря и Тоскующим моряком.

Будут в экспозиции и восемь работ Дали, но, даже если бы была показана только одна — Сон, вызванный полетом пчелы вокруг плода граната, за секунду до пробуждения из Музея Тиссен-Борнемиса в Мадриде, — выставка уже стала бы событием. Картина с обнаженной женой художника, созданная им «по впечатлениям» от цирковой афиши с тиграми и сочинений Зигмунда Фрейда, давно размножена на всех возможных носителях немыслимыми тиражами. Пора наконец посмотреть и на оригинал.  

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+