С именем профессора кафедры истории отечественного искусства исторического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова Ольги Сергеевны Евангуловой соотносится драгоценное сегодня понятие — ШКОЛА. На протяжении многих лет Ольга Сергеевна и ее супруг, доктор искусствоведения Игорь Васильевич Рязанцев, растили и пестовали эту школу исследователей, знатоков, хранителей знания о российской культуре XVIII столетия. Важна была идея формирования учеников школы как профессионалов высокого класса. Но не только. Первостепенной становилась задача воспитания каждого «ребенка» евангуловской школы в качестве свободной и наделенной широким кругозором Личности со своей мировоззренческой системой, отношением к эстетическим и этическим проблемам художественной и научной жизни. Потому так важны были встречи вне рамок университетской скамьи, общие собрания, симпозиумы выпускников и учеников Школы разных лет в прекрасной усадьбе Ольги Сергеевны и Игоря Васильевича в поселке Отдых близ Москвы. Жаркие диспуты, прогулки по лесным аллеям, игры в буриме, чаепития за древним столом под абажуром — все эти приметы усадебной жизни сплачивали научных детей Ольги Сергеевны, позволяя хотя бы на время доподлинно понять, что такое счастье жить «во вкусе умной старины».
Принадлежность Школе Ольги Сергеевны Евангуловой требует большой самоотдачи и владения разными методами изучения художественного мира века Просвещения, от формального до структуралистского. При этом догматичное понимание, шаблонная апологетика какого-либо из них неприемлемы. Не допускается косность и догматизм. Приветствуется широта кругозора, подвижность в умении оперировать различными системами истолкования текстов эпохи, способствующая объемному и универсальному пониманию ее образа. Диапазон исследовательских интересов самой Ольги Сергеевны огромен. Среди изданных книг — монографии по архитектуре («Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины XVIII века»), живописи («Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII в.: Проблемы становления художественных принципов Нового времени», «Портретная живопись в России второй половины XVIII века», совместно с А.А.Каревым), усадебной культуре («Художественная „Вселенная“ русской усадьбы»), вопросам становления эстетического самосознания эпохи («Русское художественное сознание XVIII века и искусство западноевропейских школ»).
Наверное, счастье, что за полвека Ольга Сергеевна, словно садовник прекрасного имения, вырастила целую огромную семью тех, кто хранит и просвещает на предмет культуры и искусства «осьмнадцатого века». Ученики профессора Евангуловой работают во всех крупнейших музеях, научно-исследовательских, педагогических институтах России и не только.
Сегодня эта семья осиротела. Школа осталась без директора, Сад — без садовника. Трагично. Однако грех уныния не сломит. Сама Ольга Сергеевна точно не одобрила бы покорность черной меланхолии. Осталась Школа. Ведомые преемником Ольги Сергеевны, профессором Московского университета Андреем Александровичем Каревым ученики объединятся ради спасения Сада, Традиций и Знания.
Сергей Хачатуров