Юрий Альберт продолжает свой проект в Московском музее современного искусства, начатый в ноябре, фантастические миры Маурица Корнелиса Эшера там же, день рождения галереи RuArts и все про перформансы в Еврейском музее.
В Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре только-только открылась вторая часть выставки Юрия Альберта. Эта экспозиция сама по себе стала произведением искусства, своего рода исследованием любимой темы Альберта — функционирования искусства в пространстве, его взаимодействия со зрителем. В первом разделе были представлены текстовые интерпретации произведений Альберта, постепенно вытеснявшиеся самими работами. К 21 декабря в ММСИ остались только произведения как они есть. Это живопись, рисунки, инсталляции, видео, аудиопроекты, документация перформансов и проектов и его работы с текстами, отражающие более чем 30-летний период творчества художника.
Еще одну выставку этой недели показывает ММСИ на Петровке. Ретроспективу Маурица Корнелиса Эшера, создателя фантастических миров с бесконечными лестницами, фракталами и ползущими ящерицами, в Москве покажут впервые. До этого единственный раз в России работы знаменитого голландского графика выставлялись в Эрмитаже в 2003 году. Нынешнюю выставку, которая проходит в рамках Года Нидерландов в России, курирует доктор искусствоведения Андрей Толстой.
Свой девятый день рождения галерея RuArts решила отметить, разбив лед московской зимы огнями большого города. Breaking the Ice/«Разбивая лед» — проект лондонской галереи Scream, специально подготовленный к московской дате. Владелец Scream Джейми Вуд, сын гитариста легендарной группы Rolling Stones Ронни Вуда, собрал в своей коллекции как уже известных, так и молодых художников со всех континентов. Художники эти все очень разные, работают в различных медиа, но есть и нечто, что их объединяет. Все они выросли из бунтарского поп-арта 1960-х, отсюда и бьющая через край энергия, и броская запоминаемость образов, и буйство цвета. Как в живописи и коллажах американца Грега Миллера, в портретах на многослойном стекле из узоров и трафаретных отпечатков лондонского дуэта Static или в фантастических живописных узорах китайца И Хонгксинга.
В последнее время перформанс как жанр все чаще занимает заметное место не только в галереях, но и в музеях. Так что Еврейский музей последовал за новым трендом и принял передвижной проект американского куратора Розли Голдберг «Performance Now. Антология 2000-х годов», уже показанный в Америке. В Москве будет представлено более 20 работ таких известных художников-перформансистов, как Клер Фонтейн, Аллора и Кальсадилья, Сантьяго Сьерра, Клиффорд Оуэнс, Яэль Бартана, Гай Бер-Нер, Марина Абрамович, Уильям Кентридж и другие. Интернациональный состав авторов призван продемонстрировать одно из важнейших качеств этого жанра: универсальность языка жестов и тела упрощает понимание идеи художника, что, в свою очередь, способствует стиранию границ даже между полярными по своим установкам культурами.