Когда и как миниатюрный Палех стал монументальным? Сколько всего за четыре предвоенных года сделано росписей? В каких городах можно и сейчас увидеть монументальный Палех 1930-х годов? Какие истории и драмы разворачивались за фасадами советских дворцов? Наконец, почему «Пушкин — наш!»?
Нынешняя выставка в Государственном музее палехского искусства в поселке Палех Ивановской области открывает публике монументальные произведения, созданные в 1936–1941 годах в Москве, Ленинграде (Санкт-Петербург), Горьком (Нижний Новгород), Иванове, Кисловодске, Рыбинске, Свердловске (Екатеринбург), Саратове, Ярославле художниками — основателями палехского стиля.
Совместный проект фонда «Артель.Палех» и Государственного музея палехского искусства подводит итоги большой исследовательской работы. В экспозиции представлены эскизы росписей, архивные свидетельства и фотографии современного состояния старинной теперь уже живописи. Лишь в трех из девяти обследованных городов, хранивших на стенах своих общественных зданий монументальные палехские работы, росписи остались в первозданном состоянии: в Аничковом дворце (бывший Ленинградский дворец пионеров) в Петербурге, в бывшем Свердловском дворце пионеров в современном Екатеринбурге и в Ивановском дворце пионеров.
Судьба остальных произведений складывалась по-разному. Полностью утрачены росписи в кисловодском санатории «Кавказ», в гастрономе № 1 («Елисеевском») и во Дворце пионеров в городке Метростроя в Москве, во Дворце пионеров Нижнего Новгорода. Частично закрашена или зашита гипсокартоном живопись в Доме культуры «Авиатор» в Рыбинске, в Ярославском городском дворце пионеров.
Но особенно трагична судьба росписей Саратовского театра юного зрителя. Закрашенные в начале 1960-х годов росписи, точнее, их небольшие фрагменты появились из-под слоев облупившейся краски во время пожара 2012 года, но после реконструкции, завершившейся этой осенью, были закрыты баннерами, так и не получив охранного статуса.
Светлана Короленко, президент фонда «Артель.Палех», так объясняет главный посыл выставки: «Мы поставили перед собой амбициозную цель — показать современному зрителю феномен палехского искусства с неожиданного ракурса. Новая страница советской культуры, известная лишь наследникам художников и немногим профессионалам, теперь открыта для дальнейшего изучения и осмысления».
Экспозиция открывает оставшийся в стороне от искусствоведов альтернативный вариант развития художественной традиции, уходящий корнями в древнерусскую иконопись и монументальное искусство. Но, как стало видно на выставке, стиль Палеха, созданный бывшими иконописцами практически одновременно с русским конструктивизмом, имел сложную судьбу.
Проект «Монументальный Палех: фрески советских дворцов» фонда «Артель.Палех» в прошлом году стал победителем XII грантового конкурса Благотворительного фонда Владимира Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире» в номинации «Открытая коллекция». Выиграть конкурс помогла генеральная идея проекта — проследить современную судьбу росписей советских времен и сделать профессиональную фотодокументацию живописи, созданной палехскими художниками во второй половине 1930-х — начале 1940-х годов.