Галереи, которые не платят художникам вовремя, если вообще платят, скоро уйдут в прошлое. Этим летом адвокат Питер Хорт, принадлежащий к одной из самых известных в Нью-Йорке семей коллекционеров, запустил проект, функционирующий по новой бизнес-модели, которая может совершить настоящую революцию на местном арт-рынке.Проект под названием RISBE представляет новую схему продаж предметов искусства, а именно: деньги от продажи перечисляются на депонент третьей стороне, RISBE, которая выплачивает доли обеим сторонам-участницам — галерее и художнику или его представителю. Максимальная комиссия RISBE с каждой сделки составляет 2%.
Что касается первичного рынка, то благодаря RISBE галереи смогут действовать в соответствии с нью-йоркским законом о культуре и искусстве, регулирующим такие сделки: в частности, в статье 12 этого закона говорится, что «любые доходы от продажи такой работы на первичном рынке передаются в доверительные фонды посредника (например, галереи) в целях выгоды владельца работы или художника». «Большинство галерей так, конечно, не делает, но большинство галерей просто и не слышало об этом законе», — комментирует Хорт, приводя в пример и другие игнорируемые в Нью-Йорке предписания. Например, оказывается, от галерей требуют указывать цены под каждой работой.
Юридически никто не обязывает галереи использовать такой сервис, как RISBE. «Статья 12 для дилеров носит рекомендательный характер», — объясняет юрист, специалист в сфере искусства Донн Зарецки. «Она в принципе устанавливает своего рода юридическую фикцию, касающуюся продаж, — на какой бы счет деньги ни перечислялись, да даже если они хранятся под матрасом у арт-дилера, они являются так называемыми доверительными фондами». Это означает, что нет риска того, что гонорар художника (который обычно составляет половину доходов от продажи) заберут себе кредиторы, если галерея обанкротится. С юридической точки зрения деньги художника как таковые не принадлежат галерее. Однако благодаря RISBE художники, по заверению Хорта, «получат их сразу и в полном объеме», «и не нужно каждый раз гадать, кинут или нет». Случаи, когда художник подает в суд на галерею за невыплату гонорара, довольно редки, но, по его словам, подавать иск из-за сумм меньше $15 тыс. просто невыгодно, судебные издержки обойдутся дороже. Хорт хочет упростить процесс получения гонорара, потому что часто он оборачивается сплошной неловкостью. «Уверен, вы знаете много художников, успешных художников, которые заходят в галерею бочком, мнутся и краснеют, чтобы получить, как когда-то карманные деньги у родителей, „еженедельное пособие“, — рассказывает Хорт. — Это унизительно, ведь они профессионалы».
Статистика относительно того, как платят художникам, не ведется, но неприятных историй рассказывают много, при этом дилеры твердят, что выручки у них почти никакой. В 2014 году финансовый аналитик арт-рынка Магнус Реш провел опрос, в котором приняли участие 8 тыс. галерей, 55% респондентов указали доход в размере менее чем $200 тыс. в год. Когда речь идет о выборе, заплатить ли художнику или за аренду галереи, легко догадаться, что предпочтут многие дилеры.
В сфере перепродаж, или на вторичном рынке, RISBE тоже представляется привлекательной схемой для коллекционеров. Питер Хорт приводит в пример историю о том, как один коллекционер зашел в гости к своему знакомому и обнаружил, что тот приобрел работу, которую он недавно передал на продажу в галерею, — только в несколько раз дороже, чем просил владелец, разницу дилер взял себе.