18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Михаил Шварцман: человек, улетевший в космос

№48
Материал из газеты

Выставка классика нонконформизма, исследующая его картину мироздания

Михаил Шварцман (1926–1997) принадлежит к типу художников-демиургов. Тех, что не копировали мир дольний, но изобретали свою вселенную. Малевич придумал супремусы, Лисицкий — проуны, Шварцман — иера. Один из самых ярких художников второй волны русского авангарда явно был знаком с мифологемами великих авангардистов. И с не меньшим пафосом выстроил свой собственный стиль «иератизм», который должен был стать как минимум равным остальным «измам» ХХ века. Впрочем, иератизм нельзя назвать в полной мере художественным стилем — это была целая философская система, замешанная на религиозно-мистическом ощущении бытия.

Абстрактные знаки-образы Шварцмана получили свое название от греческого ieros — «священный». Он писал не картины, но «иературы», которые в знаковой форме должны были выразить законы мироздания. И в этом иератическом зазеркалье художник отвел себе роль «иерата» — медиума, пропускающего через себя «вселенский знакопоток», чтобы создать «невербальный язык третьего тысячелетия». Возможно, сегодня мистические постулаты Шварцмана звучат чересчур высокопарно и наивно. И даже его современники художники-концептуалисты насмешливо нарекли такое искусство «нетленкой» и «духовкой».

Впрочем, для интеллигенции советских 1960–1970-х погружение в духовный мир было своего рода протестом против «бездуховного» материалистического мира советского. В каком-то смысле Шварцман был «человеком, улетевшим в космос» из инсталляции Ильи Кабакова, хотя сами художники скорее антиподы. Двадцать лет Шварцман проработал главным художником Специального художественно-конструкторского бюро легкой промышленности — разрабатывал товарные знаки. Ежедневно ездил на службу из рабочего района Москвы, расположенного неподалеку от кабельного завода, жил в коммуналке. А в свободное время улетал в космос, чтобы творить свои «иературы». Шварцман не участвовал в выставках, не продавал работ и, хотя ненадолго обзавелся кругом последователей, священнодействовал за закрытыми дверями.

Наверное, сам художник был бы доволен тем, как устроена его выставка в ММОМА: куратор Сергей Хачатуров сделал все возможное, чтобы подыграть его мистицизму. Восемь залов музея стали восемью ветвями, идущими по сторонам от воображаемого ствола древа, напоминающего шварцмановскую иературу. Каждый зал — вертоград, «райский сад», имеющий собственную тему, включая «Кристалл», «Зеркальную перспективу знака» и «Древо жизни». И в этом Эдеме Шварцман окружен многочисленными собеседниками, среди которых Юбер Робер, Казимир Малевич, Яков Чернихов и даже совсем молодые авторы. Эзотерический трактат Роберта Фладда, книги по садоводству, обманки, кинофильм Питера Гринуэя включены в экспозицию на равных с произведениями живописи.

Помимо Фонда наследия Михаила Шварцмана, работы предоставлены Русским музеем, Третьяковской галереей, Театральным музеем им. А.А.Бахрушина, Государственным Эрмитажем, Российской государственной библиотекой, Музеем ART4, разными фондами и частными коллекционерами — Игорем Маркиным, Инной Баженовой и другими.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+