18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Надеялись на Босха

№48
Материал из газеты

В Эрмитаже завершилась реставрация картины, созданной последователем Иеронима Босха, — копии центральной части триптиха «Сад земных наслаждений»

В ноябре работу покажут на выставке в Мен­шиковском двор­це, по­сещение которого Сбербанк — спонсор реставрации — в честь своего 175-летия сделает бесплатным с 12 по 30 ноября включительно .

Картина поступила в Государственный Эрмитаж в 1922 году из петроградской антикварной галереи Роберта Ауэра и в инвентарной книге была записана как «Райский сад». К нашему времени изображение было практически невозможно разглядеть под слоями сильно потемневшей олифы и масла, с помощью которого в галерее Ауэра (или же несколько раньше) вещи придавали блеск и товарный вид.

Вот что рассказал коррес­понденту TANR Николай Зыков, хранитель нидерландской живописи XV–XVI веков: «Вещь эта была известна всем хранителям, но никогда не публиковалась Эрмитажем. Она не попадала ни в экспозицию, ни в каталог даже под знаком вопроса, поскольку вызывала большие сомнения. Так, хранитель и исследователь нидерландской живописи Николай Никулин предпо­лагал в ней возможную подделку XIX века. Вероятно, сотрудники музея, помня об опыте распродаж 1930-х годов, опасались, что такое громкое имя, как Иероним Босх, спровоцирует нежелательный интерес к работе и приведет к ее вымыванию из коллекции…»

В Эрмитаже давно и долго обсуждали возможность реставрации произведения и с начала 2015 года исследовали картину.
Как показал анализ красок, техника письма вполне отвечает XV–XVI векам нидерландской живописи. Затем картину стали расчищать, прежде всего сняли почерневшую олифу. Под слоем загрязнений обнаружилась живопись с большим количеством реставрационных наслоений, записей и исправлений, что точно не укладывалось в хронологические рамки XIX века.

Картина написана на доске, которая в XIX веке была паркетирована, поэтому значительных утрат красочного слоя, за исключением стыков четырех досок, здесь практически нет. Поскольку живопись была в сравнительно хорошем состоянии, то сама реставрация заняла немногим больше года.

Сейчас в Эрмитаже идет планомерная работа по реставрации нидерландских картин. В 2012 году музей представил триптих Гуго ван дер Гуса «Поклонение волхвов», а в этом году — «Святого Луку, рисующего Мадонну» Рогира ван дер Вейдена. В лаборатории научной реставрации станковой живописи в Реставрационно-хранительском центре Эрмитажа «Старая Деревня» над всеми этими вещами работал художник-реставратор Валерий Бровкин.

Выяснилось, что на картине, созданной последователем Иеронима Босха, в верхнем слое живописи были переписаны одним коричневато-рыжим цветом прически всех людей. Почти все обнаженные фигуры прикрыли набедренными повязками, а в живописи XVIII или XIX века вряд ли стали бы прикрывать наготу. Если брать знаменитую (недавно так скандализированную) босховскую сцену с человеком и цветами в анусе, то в эрмитажной работе количество цветов было значительно увеличено именно поздними записями. Реставрационная комиссия приняла решение снять поздние наслоения, также были удалены записи с полностью переписанного неба. Интересно, что оригинальный слой живописи был в очень хорошей сохранности.

«Сад земных наслаждений» написан Босхом не позднее 1515 года по заказу герцогов Нассау и хранился в их доме. В 1568 году герцог Альба конфисковал картину и увез в Испанию, где она стала звездой королевского собрания. Эрмитажная работа, представляющая собой копию центральной части «Сада», в два с лишним раза меньше оригинала. Сложно сказать, для кого и кто выполнил эту копию, но реплику писал хороший художник, при копировании не следовавший оригиналу дословно. Хотя оригинал он, скорее всего, видел. Свою работу последователь Иеронима Босха сделал не просто повторением, а картиной, полноценной и самодостаточной. Может быть, эта версия даже интереснее других копий с Босха, выполненных в характере художника. Автор этой работы уменьшает размер и убирает часть фигур. Он воспроизводит Босха в своем понимании и в понимании своего времени: такова маньеристическая моделировка тел, набирающие мускулатуру человеческие фигуры. Создается иная картина, чем у Босха, — гораздо более живописная и глубокая по цвету.

На обороте работы есть этикетка на испанском языке с номером (должно быть, порядковым номером в коллекции или списке), надписью El Bosco, названием «Страшный суд» и именем Рейневаль — так звали увлекавшегося живописью посла Франции в Испании в первой половине XIX века. Можно предположить, что работа происходит из его коллекции.

Куратор выставки в голландском Хертогенбосе, координатор «Проекта по исследованию и реставрации работ Босха» Матхейс Илсинк в целом согласился с датировкой картины серединой XVI века.

Немецкий дендрохронолог Петер Кляйн, специалист по датировке досок, служащих основой для произведений нидерландской живописи, в сентябре приезжавший в Петербург благодаря Фонду британских друзей Эрмитажа, уверенно датировал произведение временем начиная с 1556 года. На основании этого можно сказать, что картина написана в Нидерландах до того момента, как оригинал был увезен герцогом Альбой в Испанию.

После выставки в Меншиковском дворце, где будет также рассказываться о ходе реставрации, картина совершенно точно войдет в экспозицию: у «Пейзажа с легендой о святом Христофоре» последователя Босха Яна Мандейна в Романовской галерее Эрмитажа всегда стоит толпа.

Как одна из нестандартных копий с мастера, произведений которого нет в государственных музеях России, работа будет включаться в выставки околобосховского наследия. Можно надеяться, что это вызовет приток мнений специалистов и, возможно, позволит атрибутировать эрмитажную вещь конкретному автору.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
7
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+