18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Подделки остаются актуальными

№48
Материал из газеты

Вышел сводный каталог подделок произведений живописи, в котором собрано около 700 работ.Их оценка могла бы достигать $100 млн — если считать картины подлинными

Переиздан — с заметными дополнениями — «Каталог подделок произведений живописи» (известный у антикваров как «черный каталог»), который в течение нескольких лет выпускала Росохранкультура. В сводный том вошло около 700 произведений: картины, авторство которых опровергнуто уважаемыми экспертами, и работы, которым нашлись европейские «дубли» на западных торгах, то есть полотна европейских художников, «перелицованные» (термин искусствоведа Владимира Петрова) в русских, более дорогих. Инициатор нового издания — Владимир Рощин, директор компании «Реестр культурных ценностей», которая занимается отслеживанием судьбы подозрительных произведений на художественном рынке.

«Крупные скандалы с подделками произведений русского искусства, казалось бы, позади, — говорит Владимир Рощин. — Но и сейчас мы видим, как поддельные картины кочуют из одной коллекции в другую, спокойно выставляются на аукционы и меняют владельцев; их оборот не прекращается».

В первом разделе каталога приведены как раз свежие примеры произведений, бытовавших на российском арт-рынке с именами наших крупнейших художников, и рядом отвергающие эти имена экспертизы. Причем истории, связанные с каждой картиной, разные. «Зимний пейзаж» Игоря Грабаря (по одному заключению) оказался работой, выполненной не ранее 1970-х годов (по другому заключению), то есть умышленной подделкой. «Гурзуф», ранее атрибутированный Юлию Клеверу, — это работа ученика популярного академиста рубежа XIX–XX веков или его поклонника, а подпись поставлена кем-то позднее. Продававшаяся на шведском аукционе Bukowskis эффектная картина с ночной сценой маскарада была выставлена там (и куплена российским коллекционером за €40 тыс.) как работа Николая Сапунова. А позже выяснилось, что это современный вариант полотна Сергея Судейкина «Сад Арлекина» из собрания Саратовского государственного художественного музея им. А.Н.Радищева. Общая оценка представленных в каталоге работ могла бы достигать $100 млн — если бы все они были подлинными.

Сводный каталог подделок произведений живописи / Сост. В. К. Рощин. М., 2016. 208 с.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+