18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Подделки остаются актуальными

№48
Материал из газеты

Вышел сводный каталог подделок произведений живописи, в котором собрано около 700 работ.Их оценка могла бы достигать $100 млн — если считать картины подлинными

Переиздан — с заметными дополнениями — «Каталог подделок произведений живописи» (известный у антикваров как «черный каталог»), который в течение нескольких лет выпускала Росохранкультура. В сводный том вошло около 700 произведений: картины, авторство которых опровергнуто уважаемыми экспертами, и работы, которым нашлись европейские «дубли» на западных торгах, то есть полотна европейских художников, «перелицованные» (термин искусствоведа Владимира Петрова) в русских, более дорогих. Инициатор нового издания — Владимир Рощин, директор компании «Реестр культурных ценностей», которая занимается отслеживанием судьбы подозрительных произведений на художественном рынке.

«Крупные скандалы с подделками произведений русского искусства, казалось бы, позади, — говорит Владимир Рощин. — Но и сейчас мы видим, как поддельные картины кочуют из одной коллекции в другую, спокойно выставляются на аукционы и меняют владельцев; их оборот не прекращается».

В первом разделе каталога приведены как раз свежие примеры произведений, бытовавших на российском арт-рынке с именами наших крупнейших художников, и рядом отвергающие эти имена экспертизы. Причем истории, связанные с каждой картиной, разные. «Зимний пейзаж» Игоря Грабаря (по одному заключению) оказался работой, выполненной не ранее 1970-х годов (по другому заключению), то есть умышленной подделкой. «Гурзуф», ранее атрибутированный Юлию Клеверу, — это работа ученика популярного академиста рубежа XIX–XX веков или его поклонника, а подпись поставлена кем-то позднее. Продававшаяся на шведском аукционе Bukowskis эффектная картина с ночной сценой маскарада была выставлена там (и куплена российским коллекционером за €40 тыс.) как работа Николая Сапунова. А позже выяснилось, что это современный вариант полотна Сергея Судейкина «Сад Арлекина» из собрания Саратовского государственного художественного музея им. А.Н.Радищева. Общая оценка представленных в каталоге работ могла бы достигать $100 млн — если бы все они были подлинными.

Сводный каталог подделок произведений живописи / Сост. В. К. Рощин. М., 2016. 208 с.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+