Публика сможет увидеть топ-лоты важных зимних торгов Sotheby’s: старых мастеров, импрессионистов и модернистов, русского и африканского искусства — в течение одного дня, в четверг 3 ноября. После этого картины и скульптуры отправятся в следующие пункты своего турне, устроенного для привлечения покупателей.
Тондо Боттичелли, созданное при участии мастерской, и абстрактная композиция Александра Родченко — две главные работы на предаукционной выставке. С удовлетворением можно сообщить, что русский авангардист оценен гораздо дороже. «Конструкцию № 9», написанную в 1919 году, организаторы рассчитывают продать за £2,5–3,5 млн (что как минимум в пять раз больше предыдущего рекорда на работы Родченко). Полотно с идеально четкими линиями и желтой штриховкой на красном фоне происходит, вместе с еще двумя десятками работ, из европейской частной коллекции и отличается внятным провенансом: видно на фотографии мастерской Родченко и Степановой в Москве, выставлялось в 1920-х годах в Германии и несколько лет назад в лондонской Тейт Модерн. «Работа Родченко такого уровня и такого важного периода выставляется на торги Sotheby’s впервые с 1988 года, знаменитого аукциона авангарда и современного искусства в Москве», — сказал Рето Барметтлер, глава аукциона русского искусства Sotheby’s в Лондоне. А международный директор отдела русского искусства аукционного дома Джо Викери считает, что русский аукцион (он пройдет в Лондоне 29 ноября) получился самым сильным за последние годы.
Кроме коллекции авангарда (в ней 23 работы, включая рисунок Казимира Малевича 1915 года и архитектон Николая Суетина 1927 года), в состав аукциона вошли нонконформисты из собрания Якова и Кенды Бар-Гера. Жившие в Германии, они покупали то, что привозили из СССР студенты или дипломаты, в Россию впервые попали только в 1988 году, а в 1996 году устраивали тут выставку. Скромная квартира коллекционеров в Кельне была завалена картинами и рисунками, они, по воспоминаниям владельцев, были «в шкафах, над и под ними», а дети пары оттаскивали холсты в холл, чтобы поиграть в гостиной. Теперь 60 работ из собрания Бар-Гера, в том числе «Белый приемник на белом фоне» Владимира Вейсберга, «Цирк» Олега Целкова, «Окно № 1» Ивана Чуйкова 1967 года, «Выход» Михаила Шварцмана, собраны в отдельный аукционный каталог.
Не забыты и классики: на русском аукционе будут обязательный Иван Айвазовский и целых десять работ Ивана Похитонова (один из миниатюрных пейзажей принадлежал когда-то Ивану Тургеневу). И конечно же, соцреализм (иначе не все тренды будут учтены), например эскизно написанные купающиеся мальчики Александра Дейнеки с более чем внушительным эстимейтом — £350–550 тыс.
За сумму всего лишь вдвое большую можно замахнуться на Боттичелли (с учениками): тондо «Мадонна с младенцем в окружении Иоанна Крестителя и ангела» оценено в $600–800 тыс. «Мыслитель (малая модель)» Огюста Родена стоит £800 тыс. — £1,2 млн, «Фонтан любви» Фрагонара — $1,5–2,5 млн. Предлагаются московским коллекционерам и африканские маски из собрания Вивьен Жюто, графини де Витт — эта дама была первой женщиной в Париже, начавшей принимать участие в торгах (совсем не так давно в аукционных залах сидели только мужчины).
Выставка топ-лотов четырех аукционов Sotheby’s заняла три зала на верхнем этаже Академии художеств на Пречистенке.