Наш рейтинг самых громких отставок и назначений 2013 года в художественной сфере (точнее, два рейтинга — отставки отдельно, назначения отдельно) заставляет в очередной раз задуматься на тему взаимосвязи скандала и PR.
При составлении рейтинга мы учитывали не только упоминаемость в средствах массовой информации, но и мнение широкой публики. Эта самая публика порой вносила в оценки довольно серьезные коррективы.
Так, 29 мая 2013 года губернатор Ульяновской области отправил в отставку областного министра искусства и культурной политики Татьяну Мурдасову. Поводом стало интервью местному телеканалу, в котором у министра вылетело лишнее словечко — вроде и не такое уж матерное, но плохо совместимое с должностью. Обсуждение этого случая в Интернете было настолько бурным, что в сравнении с ним меркнут все остальные отставки года в культурной сфере, вместе взятые. Число людей, посмотревших ролик с интервью на YouTube и других серверах, вполне сопоставимо с показателем годовой посещаемости Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Впрочем, в итоговом рейтинге отставок госпожа Мурдасова все-таки пропустила вперед трех персон. Рейтинг возглавил Марат Гельман, чье пребывание на посту директора музея PERMM было отмечено далеко не одним скандалом (последним по времени стала выставка красноярского художника Василия Слонова, посвященная зимней Олимпиаде 2014 года в Сочи).
На 2-й позиции рейтинга — увольнение по собственному желанию Ирины Антоновой с поста директора ГМИИ
им. А. С. Пушкина (ее назначение на почетный пост президента того же музея не помешало всеобщему восприятию случившегося как отставки, а не как перехода на другую должность). В связи с этим событием нельзя было не вспомнить о споре ГМИИ с Эрмитажем по поводу картин из бывшего Государственного музея нового западного искусства.
Стоит также обратить внимание, что в минувшем году Ирина Антонова и Марат Гельман были лидерами по числу упоминаний в прессе в контексте культурных событий.
Уход этих двух влиятельнейших фигур со своих постов, случившийся в один и тот же год, — безусловный индикатор серьезных подвижек в российской культуре.
Приход на место Ирины Антоновой бывшего арт-директора Музейно-выставочного объединения «Манеж» Марины Лошак прошел без скандала, чего не скажешь о некоторых других фигурантах того же рейтинга.
Достаточно вспомнить бурную реакцию сотрудников музея-заповедника «Кижи» на назначение их новым директором бывшего губернатора Карелии Андрея Нелидова (1-я строчка в нашем рейтинге назначений). 3-е место в рейтинге назначений и 3-е место в рейтинге отставок — результат еще одного скандала, в Российском институте истории искусств в Санкт-Петербурге.
И последнее (по счету, но не по значению) замечание, касающееся нашего рейтинга. Сфера культуры в России, похоже, единственная, где достигнуто реальное равенство полов. Разница с «мужскими» рейтингами влиятельности и публичности, касающимися российской политики и бизнеса, заметна здесь сразу.