18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Десять самых громких назначений и отставок в музейной сфере

Наш рейтинг самых громких отставок и назначений 2013 года в художественной сфере (точнее, два рейтинга — отставки отдельно, назначения отдельно) заставляет в очередной раз задуматься на тему взаимосвязи скандала и PR.

При составлении рейтинга мы учитывали не только упоминаемость в средствах массовой информации, но и мнение широкой публики. Эта самая публика порой вносила в оценки довольно серьезные коррективы.

Так, 29 мая 2013 года губернатор Ульяновской области отправил в отставку областного министра искусства и культурной политики Татьяну Мурдасову. Поводом стало интервью местному телеканалу, в котором у министра вылетело лишнее словечко — вроде и не такое уж матерное, но плохо совместимое с должностью. Обсуждение этого случая в Интернете было настолько бурным, что в сравнении с ним меркнут все остальные отставки года в культурной сфере, вместе взятые. Число людей, посмотревших ролик с интервью на YouTube и других серверах, вполне сопоставимо с показателем годовой посещаемости Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Впрочем, в итоговом рейтинге отставок госпожа Мурдасова все-таки пропустила вперед трех персон. Рейтинг возглавил Марат Гельман, чье пребывание на посту директора музея PERMM было отмечено далеко не одним скандалом (последним по времени стала выставка красноярского художника Василия Слонова, посвященная зимней Олимпиаде 2014 года в Сочи).

На 2-й позиции рейтинга — увольнение по собственному желанию Ирины Антоновой с поста директора ГМИИ
им. А. С. Пушкина (ее назначение на почетный пост президента того же музея не помешало всеобщему восприятию случившегося как отставки, а не как перехода на другую должность). В связи с этим событием нельзя было не вспомнить о споре ГМИИ с Эрмитажем по поводу картин из бывшего Государственного музея нового западного искусства.

Стоит также обратить внимание, что в минувшем году Ирина Антонова и Марат Гельман были лидерами по числу упоминаний в прессе в контексте культурных событий.

Уход этих двух влиятельнейших фигур со своих постов, случившийся в один и тот же год, — безусловный индикатор серьезных подвижек в российской культуре.

Приход на место Ирины Антоновой бывшего арт-директора Музейно-выставочного объединения «Манеж» Марины Лошак прошел без скандала, чего не скажешь о некоторых других фигурантах того же рейтинга.

Достаточно вспомнить бурную реакцию сотрудников музея-заповедника «Кижи» на назначение их новым директором бывшего губернатора Карелии Андрея Нелидова (1-я строчка в нашем рейтинге назначений). 3-е место в рейтинге назначений и 3-е место в рейтинге отставок — результат еще одного скандала, в Российском институте истории искусств в Санкт-Петербурге.

И последнее (по счету, но не по значению) замечание, касающееся нашего рейтинга. Сфера культуры в России, похоже, единственная, где достигнуто реальное равенство полов. Разница с «мужскими» рейтингами влиятельности и публичности, касающимися российской политики и бизнеса, заметна здесь сразу.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+