18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дом Вхутемаса на Мясницкой объединил именитых жильцов

№48
Материал из газеты

Он в разное время приютил и вдохновлял Фалька, Лабаса и Родченко

Судьбы четырех художников, участников выставки, причудливо пересеклись в доме на Мясницкой. В знаменитом доме № 21, построенном архитектором Юшковым, располагался Вхутемас, кузница кадров русского авангарда. Там встретились юная художница и поэтесса Раиса Идельсон и профессор Роберт Фальк, там они полюбили друг друга и вскоре после знакомства поженились, там же, в квартире № 36, они прожили почти десять лет. Фальк написал несколько портретов своей жены. В юной черноволосой красавице совсем нет ничего от femme fatale. Расчесывающая волосы, стоящая у окна, Раиса выглядит задорной гимназисткой, далекой от образа роковой женщины. И лишь удивительное фальковское сфумато делает героиню портретов недосягаемой музой, а не обычной соседской девчонкой. В «Автопортрете с изумрудом» Идельсон, также показанном на выставке, чувствуется сильное влияние ее учителя и мужа. Та же загадочная полутень, полуоборот, полуулыбка, — несомненно, Раиса была способной ученицей. Однако ей не удалось в полной мере выразить свой талант. Уже с начала 1930‑х годов она была поглощена семейными проблемами и с тех пор фактически не выставлялась.

На выставку все же собрали редкие образцы ее живописи, театрально-декорационного жанра, прикладные работы. С 1939 года и до конца жизни она преподавала живопись во Всесоюзном доме народного творчества имени Н.К.Крупской. Продлившись счастливое десятилетие, брак Фалька и Идельсон  закончился разводом. Тут же во Вхутемасе Раиса встретила и своего второго мужа — не менее талантливого художника Александра Лабаса. Их отношения тоже не продлились долго: в 1935 году Лабас познакомился в Крыму с женщиной всей своей жизни — Леони Нойман. От времени брака Лабаса и Идельсон остались акварели, где Раиса изображена с их сыном Юлием. Есть среди работ того периода и автопортрет Лабаса в кругу семьи. Эти семейные зарисовки будут представлены публике впервые. Единственный не связанный путами Амура участник выставки — Александр Родченко — также жил на Мясницкой. Именно фотографируя балконы этого дома в 1925 году, он впервые применил свой знаменитый резкий ракурс.

Работы на выставку предоставили ведущие музеи страны: Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Московский музей современного искусства, музеи Краснодара, Курска, Ярославля. 

Галерея Artstory
Мясницкая, 21.
Перекрестки судеб. Раиса Идельсон, Роберт Фальк, Александр Лабас, Александр Родченко

10 ноября – 26 января 2017

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+