18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Дом Вхутемаса на Мясницкой объединил именитых жильцов

№48
Материал из газеты

Он в разное время приютил и вдохновлял Фалька, Лабаса и Родченко

Судьбы четырех художников, участников выставки, причудливо пересеклись в доме на Мясницкой. В знаменитом доме № 21, построенном архитектором Юшковым, располагался Вхутемас, кузница кадров русского авангарда. Там встретились юная художница и поэтесса Раиса Идельсон и профессор Роберт Фальк, там они полюбили друг друга и вскоре после знакомства поженились, там же, в квартире № 36, они прожили почти десять лет. Фальк написал несколько портретов своей жены. В юной черноволосой красавице совсем нет ничего от femme fatale. Расчесывающая волосы, стоящая у окна, Раиса выглядит задорной гимназисткой, далекой от образа роковой женщины. И лишь удивительное фальковское сфумато делает героиню портретов недосягаемой музой, а не обычной соседской девчонкой. В «Автопортрете с изумрудом» Идельсон, также показанном на выставке, чувствуется сильное влияние ее учителя и мужа. Та же загадочная полутень, полуоборот, полуулыбка, — несомненно, Раиса была способной ученицей. Однако ей не удалось в полной мере выразить свой талант. Уже с начала 1930‑х годов она была поглощена семейными проблемами и с тех пор фактически не выставлялась.

На выставку все же собрали редкие образцы ее живописи, театрально-декорационного жанра, прикладные работы. С 1939 года и до конца жизни она преподавала живопись во Всесоюзном доме народного творчества имени Н.К.Крупской. Продлившись счастливое десятилетие, брак Фалька и Идельсон  закончился разводом. Тут же во Вхутемасе Раиса встретила и своего второго мужа — не менее талантливого художника Александра Лабаса. Их отношения тоже не продлились долго: в 1935 году Лабас познакомился в Крыму с женщиной всей своей жизни — Леони Нойман. От времени брака Лабаса и Идельсон остались акварели, где Раиса изображена с их сыном Юлием. Есть среди работ того периода и автопортрет Лабаса в кругу семьи. Эти семейные зарисовки будут представлены публике впервые. Единственный не связанный путами Амура участник выставки — Александр Родченко — также жил на Мясницкой. Именно фотографируя балконы этого дома в 1925 году, он впервые применил свой знаменитый резкий ракурс.

Работы на выставку предоставили ведущие музеи страны: Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Московский музей современного искусства, музеи Краснодара, Курска, Ярославля. 

Галерея Artstory
Мясницкая, 21.
Перекрестки судеб. Раиса Идельсон, Роберт Фальк, Александр Лабас, Александр Родченко

10 ноября – 26 января 2017

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+