18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ярослав Козловский: «Не существует ни польского, ни российского концептуализма»

Польский художник о цензуре, границах и странах, где нет никакого искусства, о стыде и его отсутствии, а также о том, почему медиа всегда новые

Справка

Ярослав Козловский
Польский неконцептуалист

Родился в 1945 году в польском Среме. Учился на факультете живописи в Государственной школе изобразительных искусств в Познани. Там же с 1967 года преподавал рисунок и живопись. В 1971 году вместе с Анджеем Костоловским создал международный проект NET, связывавший художников и галеристов Европы, Азии и Америки. В 1972–1990 годах был директором Akumulatory 2 в Познани, галерея представляла творчество польских и зарубежных авангардных художников. В 1991–1993 годах куратор программы галереи и коллекции Центра современного искусства «Уяздовский замок» в Варшаве. Участвовал в IX Красноярской музейной биеннале. Один из участников проекта 2010 года The New Decor в Музее современного искусства «Гараж». В рамках проекта Государственного центра современного искусства «Трансформация взгляда», целью которого стал взаимный обмен польскими и российскими художниками, в 2015 году в Москве прошла выставка Ярослава Козловского «Значения и не-значение». В диалог с Козловским вступил художник Игорь Макаревич, представивший две выставки в Польше: «Музей Борисова» и «Паган». В настоящее время Ярослав Козловский — профессор Художественного университета в Познани.

Еще…

В выставочном центре «Рабочий и колхозница» (входит в Музейно-выставочное объединение «Манеж») открылась первая ретроспектива польского художника Ярослава Козловского в рамках проекта Государственного центра современного искусства «Измеряемое время». Один из ведущих представителей польского концептуализма, участник движения Fluxus, Козловский разбивает сотни будильников и создает инсталляции из старой мебели, чтобы доказать: любые попытки устройства мира обречены на провал. Прямо перед открытием выставки художник рассказал TANR об условности времени, языка и искусства.

Название выставки «Ни Восток, ни Запад, ни Север, ни Юг» ассоциируется с русскими сказочными зачинами «иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Подразумевали ли вы такой смысл?

Нет, это, скорее, относится к отрицанию того, что является тривиальным и будничным.

По каким критериям вы выбирали экспонаты для своей первой ретроспективы в России?

Идея была показать перспективу разных опытов, разные стороны моего творчества. Но потом оказалось, что выставочное пространство намного меньше, чем я думал, и многое пришлось сократить.

Вам отказали в экспонировании нескольких произведений. Что это за работы и, как вы думаете, с чем связан запрет?

Для меня это удивительно, потому что мои работы аполитичные и глобальные. Это «Эмпатия господина Гитлера к господину Сталину», «Эмпатия председателя Мао к китайскому народу и наоборот», «Эмпатия Мифа к мифологии» и работа «Мэрилин Монро не ходит по-большому». Может быть, подобные примеры цензуры — знак времени? Это происходит и в России, и в Польше. А история учит, что отсутствие реакции общества в таких случаях может привести к катастрофе.

Зато зрители впервые увидят на выставке серию ваших фотографий. Почему вы назвали ее «Стыд»?

Серия «Стыд» — о ситуации в Польше 1968 года. Во времена правления компартии продолжалась борьба двух политических систем, итогом ее стала депортация поляков еврейского происхождения. Это были люди высокой культуры: профессора, художники, врачи, техническая интеллигенция. В их числе было много моих друзей. Такие антисемитские действия меня возмутили, стало стыдно, что я не еврей.

Многие ваши работы политизированы. К примеру, «Европейские стандарты» или «Зеленая стена за границами политического контекста», которую отказались брать на вашу выставку в Нью-Йорке: боялись, что партия зеленых устроит манифестацию. Есть ли смысл создавать проекты, если известно, что на следующий день их наверняка закроют?

Я же не знал, что выставку закроют. Конечно, проект «Зеленая стена» касался политики, но он ни в коем случае не декларировал принадлежности к какой-то политической партии или к оппозиции. Я противник того, чтобы искусство говорило о политических проблемах напрямую: художник не должен быть инструментом политической борьбы.

Вы писали, что и реакция на акцию «Зона воображения» была неожиданной. Вы просто развешивали по городу таблички с этой фразой…

Меня интересует граница, которая проходит между автономностью искусства и той его стороной, где оно соприкасается с общественными проблемами. Говорить о реальности на языке искусства можно, только если у тебя есть свободное пространство. Мой рассказ о реальности никогда не был дословным, я всегда хотел избежать любой агитации, ангажированности. Воплощением этой идеи стало создание в 1971 году международной сети NET. Я установил письменные связи с художниками разных политических взглядов из разных стран. Это было очень важно: широкая география, разносторонность взглядов.

Правда, при этом там почему-то не было российских художников.

Были! У нас был Илья Кабаков. Почтой мы отправили очень много приглашений, но, видимо, они попали под цензуру, и другие художники их так и не получили. Моя идея основывалась на том, чтобы просто рассылать сообщения по адресам. Итогом стала выставка у меня дома.

И среди гостей не обошлось без полиции. Как они объяснили свой визит?

Оказалось, что кто-то из моих приятелей донес. Они подумали, что у меня создается антигосударственная группа и решили наведаться в гости.

Год спустя в одном из студенческих хостелов вы открыли галерею Akumulatory 2. Там ведь проходила одна из первых польских манифестаций группы Fluxus?

Эта галерея стала продолжением проекта NET. Я искал нейтральное место, чтобы предотвратить конфискацию работ в будущем. Нельзя было больше устраивать выставки в квартире: я жил под наблюдением, шесть лет не мог ни преподавать, ни выезжать за границу.

Вас всегда волновала тема времени: многочисленные часы и будильники в инсталляциях, а еще серия перформансов, где вы эти будильники яростно разбиваете.

Первый из перформансов Continuum прошел в 1976 году, и этот опыт можно назвать «рисунком времени». Сначала я просто зарисовывал мелом таблицу разных дат, а после все стирал. В этом не надо искать какого-то серьезного смысла. Названия серий были связаны с разными сторонами искусства: «Улан и девушка» — с польским искусством, «Леда и лебедь» — с европейским, «Мона Лиза» — с мировым. Будильник в своих перформансах я начал использовать с 1987 года. Кстати, у меня был перформанс и в Музее современного искусства «Гараж». А что касается памяти… Просто в детстве было слишком много плохих событий, и они стерлись из моей головы.

Кстати, о «Гараже». В той выставке The New Decor участвовала ваша инсталляция «Мягкая защита» — газеты в сколах стульев и под их ножками, чтобы держать хрупкое равновесие. Как вы думаете, что сильнее оказывает влияние на общество: искусство или пресса?

В первую очередь наше представление о мире создают массмедиа. Искусству требуется намного больше времени, чтоб его поняли. Ведь оно не связано с каким-то действием самым непосредственным образом. С «Мягкой защитой» случился забавный эпизод. В одной из газет, на которую опиралась ножка стула, была фотография Романа Абрамовича. Опасаясь обидеть олигарха, установщики долго мучились, придумывая, как перевернуть газету.

Художник Андрей Монастырский в одном из интервью сказал, что искусство недопустимо воспринимать как зрелище, развлечение, «у искусства духовно-сакральный смысл». Вы тоже против развлекательной функции искусства, об этом вы писали в эссе Art Realities.

Для меня искусство не имеет сакральных смыслов. У него вообще нет никакой функции. Главная ценность искусства — его бесполезность. Знание об этом дает художнику свободу, возможность говорить о многих материях, что без осознания вот этой бесполезности было бы невозможно.

В числе ваших произведений есть книги — «Грамматика», «Урок», «Реальность». Последняя состоит исключительно из знаков препинания. Интересно, ведь как раз знаки пауз — это универсальный язык, понятный человеку из любой страны. При этом точка, запятая, тире — это ведь всегда пауза. Снова связь со временем?

Эта книга основана на двух разделах, взятых из «Критики чистого разума» Иммануила Канта. Я просто изъял из них все слова, поскольку у слов свои значения, разные для каждого человека. Я оставил только знаки — единственное, что делает текст реальным. Тема времени — важнейшая для меня, это верно, но в данном случае целью было сделать так, чтобы работа не несла смысловой нагрузки, чтобы у нее отсутствовал смысл.

Почему вы не любите, когда вас называют концептуалистом? Тогда в каком направлении вы работаете?

Нет такого направления в искусстве — концептуализм. Не существует ни польского, ни российского концептуализма. Это давняя проблема: существует ли искусство объективно или оно создается кем-то? Малевич был прекрасным концептуалистом, но им также был Пьеро делла Франческа. То, что объединяло всех так называемых концептуалистов, — это интерес к языкам искусства, не скованного никакой идеологией. Задумываясь о том, что такое линия на белой странице, вы становитесь концептуалистом.

Вы преподавали во многих художественных институтах. Интересно, что самый важный педагогический опыт, как вы говорили однажды, был у вас в Замбии. Вам нравится африканская культура?

Это действительно очень важная для меня история, потому что там я мог видеть, как возникал опыт восприятия искусства в стране, где нет искусства. Никто из участников моего курса не заканчивал академии или института, все они были самоучками. Люди стряхивали с себя постколониальный налет, который им в культуре был навязан, а я открывал, готовил их сознание к восприятию чего-то нового. Безо всяких западных примеров. Учил обращаться только к своим культурным корням.

Как вы относитесь к новым медиа?

Медиа всегда «новые». Потому что мы их используем только в тот момент, когда нужны именно такие медиа, а не другие. Существенно лишь то, что мы хотим сказать. Но больше я все-таки люблю рисунок.


Выставка «Ни Восток, ни Запад, ни Север, ни Юг» в выставочном центре «Рабочий и колхозница» работает до 30 ноября.

* Решение о снятии работ было принято новым руководством ГЦСИ

Самое читаемое:
1
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
2
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
3
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
4
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
5
Нотр-Дам: восставший из пепла
После пожара 2019 года, заставившего плакать буквально весь мир, собор Парижской Богоматери воскресили за необычайно короткое время: он торжественно открывается 7 декабря
05.12.2024
Нотр-Дам: восставший из пепла
6
Прививая вкус к современному искусству
Коллаборации, смелые проекты, партнерство с ярмарками искусства — «Мясной дом Бородина» быстро, органично и с долей юмора становится участником арт-процесса
12.12.2024
Прививая вкус к современному искусству
7
Михаил Пиотровский «готовится к смене караула»
Говоря о своих иностранных коллегах, которые в скором времени покинут посты руководителей музеев, генеральный директор Государственного Эрмитажа рассказал и о себе
02.12.2024
Михаил Пиотровский «готовится к смене караула»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+