Проблемы корпоративного коллекционирования обсудили в Московском музее современного искусства (MMOMA) в рамках фестиваля Art. Up Art. In. Инициатором дискуссии о том, почему, как и зачем компании собирают искусство, стал Газпромбанк — единственная российская корпорация, коллекция которой полностью посвящена современному искусству.
«Kорпоративное коллекционирование ныне является сложившимся сегментом арт-мира со своим собственным корпусом профессионалов и специалистов, с собственной философией, справочными изданиями, каталогами коллекций, этическими стандартами и профессиональными организациями», — эта мысль, выраженная корпоративным куратором коллекции Газпромбанка Мариной Ситниной, стала главной в дискуссии. Для некоторых компаний основными являются инвестиционные цели или желание украсить свои стены. Но для большинства коллекционирование стало средством выражения корпоративной культуры и ценностей, a также связи с внешним миром.
Чего можно добиться на этом пути, видно на примере испанского банка La Caixa, куратор которого Нимфа Бисбе приехала в Москву. Банк начал формировать коллекцию современных художников 30 лет назад, раньше, чем испанские государственные музеи, и по уровню собрания может со многими из них поспорить: у банка есть работы Брюса Наумана, Дональда Джадда, Герхарда Рихтера и Рони Хорна. Сейчас La Caixa больше всего интересует социальное искусство — произведения на тему миграционного кризиса, власти и насилия.
В России корпоративное коллекционирование молодо и не пользуется никакими налоговыми льготами. Первый этап оно пережило в конце 1980-х — 1998 году. Тогда собирали в основном банки — но от них остались только имена: Столичный банк сбережений, Югорский акционерный банк, банк «КИТ-Финанс» и самый знаменитый — Инкомбанк. Коллекция последнего была бездарно распродана в 2002 году, и публике сейчас доступны только работы, попавшие в музеи. Например, Черный квадрат, выкупленный Владимиром Потаниным для Эрмитажа, и несколько картин позднего Казимира Малевича, Александра Древина и Надежды Удальцовой, которые смог на аукционе приобрести для совсем молодого тогда ММОМА Василий Церетели.
Впрочем, нечто похожее происходило и на Западе. Банки, которые покупают искусство сейчас, делают это принципиально по-другому. Большинство из них, около 80%, сосредоточено на коллекционировании современного, для корпораций коллекционирование contemporary art — знак социальной ответственности. В Москву специально приехала Лоа Хааген Пикте, председатель Международной ассоциации корпоративных коллекций (IACCCA), объединяющей 43 компании в 17 странах мира, и одновременно куратор коллекции швейцарского банка Pictet. Все компании, входящие в ассоциацию (Газпромбанк — единственная российская среди них) собирают современное искусство. Сейчас IACCCA — весьма влиятельная организация, она принята в Международный совет музеев (ИКОМ) и в будущем году планирует огромную выставку, в которую должны войти работы из собраний каждого ее члена.