Исторический музей подготовил выставку портретов российского купечества XVIII — начала ХХ века
Государственный исторический музей продолжает серию выставок российского портрета. Вслед за выдающимися людьми империи, царями и дворянами в музейных залах выставят представителей третьего сословия. Имена многих — Бахрушины, Гучковы, Морозовы, Рябушинские — хорошо известны. «Сейчас общество готово по-новому взглянуть на это сословие. А ведь еще 30 лет назад слово „купец“ имело негативный оттенок, поэтому выставка купеческого портрета, которая проходила в нашем музее тогда, называлась выставкой народно-бытового портрета», — рассказывает куратор проекта научный сотрудник музея Наталья Перевезенцева.
На выставке покажут более 100 полотен, дагеротипов и ранних фотографий с XVIII по начало ХХ века. Российское купечество, отмечает куратор, всего за три поколения прошло путь от крепостного мужика, пришедшего в город на заработки, до предпринимателя, мецената и коллекционера (вещи из купеческих собраний тоже будут в экспозиции). Точно так же живописный купеческий портрет проделал путь от редких изображений «купецких людей» 30-х годов XVIII столетия, через канонические образы первой половины XIX столетия, к индивидуальному портрету второй половины XIX — начала ХХ века.
В XVIII веке портреты заказывали исключительно по важным поводам. К примеру, по случаю возведения в дворянство (Мина Колокольников «Портрет С. Я. Яковлева», 1760-е) или свадьбы (Неизвестный художник «Парные портреты М. С. и С. С. Яковлевых», 1760-е). Позднее из купеческого портрета уходит индивидуальность. Его пишут будто по готовой прориси, как иконы: одинаковые фон, цвета, поза модели — различаются лишь лица (Неизвестный художник «Портрет неизвестного купца на фоне Адмиралтейства», 1800-е; Неизвестный художник «Портрет В. А. Злобина», начало XIX века).
Со второй половины XIX века «купеческий портрет» уступает место «портрету купца». Персонажи Николая Богданова-Бельского, Александра Головина, Карла Лаша, Константина Маковского, Валентина Серова обладают уже характером и индивидуальностью. Стоит отметить: мемориальная ценность портретов в купеческой среде играла большее значение, чем художественная. «Как пример мы покажем восстановленные парные портреты Федора и Любови Золотаревых с детьми, которые были разрезаны на фрагменты и в таком виде почти 200 лет хранились в родственных семьях», — говорит Наталья Перевезенцева.
Если живописные портреты создавались, чтобы в первую очередь показать традиционные добродетели портретируемых, то появившиеся в 1840–1850-х дагеротипы, предшественники фотографии, служили именно «сувенирами чувств». Изображения на посеребренных металлических пластинах получали при помощи камеры-обскуры в специальных ателье. Судя по воспоминаниям и по числу дагеротипов в собрании музея, купцам нравились походы в такие ателье (в Москве — Карла Августа Бергнера, Эдуарда Вильгельма Мюкке, Мартина Абади, в сибирских городах — А. К. Окуловского). На выставке можно будет увидеть галерею дагеротипов Вишняковых, Басниных и других купеческих семейств из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Тулы. Все они когда-то хранились в семейных собраниях и служили живым напоминанием о родных и знакомых.
Государственный исторический музей
Купеческий портрет XVIII – начала ХХ в.
25 декабря 2013 года — 31 марта 2014 года