18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Силовой захват пространства «Четверть»

Ситуация вокруг петербургского проекта «Четверть», о которой мы уже писали, продолжает накаляться, хотя, казалось бы, дальше уже некуда.

Напоминаем, что креативный проект «Четверть», объединяющий около 30 культурных площадок разной направленности, ресторанов и баров, в начале декабря 2013 года был поставлен перед необходимостью выселения. Арендодатель решил разорвать долгосрочный договор аренды. Особняк в переулке Пирогова, в котором руководители и резиденты «Четверти» проводили ремонт своими силами, решено было сдать кураторам ресторана «Тени», располагающегося на втором этаже здания.

В декабре проект еще работал, параллельно разбираясь в юридических нюансах ситуации. Второй арендатор все это время всячески мешал его нормальному функционированию (были и заваренные двери, и отключения электричества), однако культурные мероприятия в «Четверти» продолжали проходить.

Ситуация достигла апогея 24 декабря: в здание ворвалось около 30 мужчин, выставивших резидентов из особняка и повесивших на дверях табличку о якобы аварийном состоянии постройки. Как выяснилось позже, это были представители ЗАО «Нирт» — арендодателя. Прибывшая на место полиция «не выявила факта насильственного выдворения». Утром 25 декабря резиденты «Четверти» и поддерживающие их люди приехали к особняку, чтобы понаблюдать за развитием событий, была разбита полевая кухня. Ближе к вечеру один из представителей арендодателя попытался на машине проехать через живой щит ребят из «Четверти», что спровоцировало потасовку между резидентами и «захватчиками» особняка, которые применили травматическое оружие.

Представитель «Четверти» вызвал полицию для обеспечения безопасности. На место происшествия прибыл наряд, и только после этого положение стабилизировалось. Однако никаких нарушений общественного порядка правоохранителями выявлено не было, задержаний тоже не произвели, кроме одного из пикетировавших здание, несмотря на вмешательство депутата Ольги Галкиной.

После многочисленных заявлений в полицию со стороны резидентов и сочувствующих 25 декабря ЗАО «Нирт» предложило им составить опись своих вещей, чтобы забрать их впоследствии, расписавшись под многозначной фразой «Претензий не имею».

О положении в «Четверти» нам рассказала куратор и основательница галереи современного искусства Aperto Gallery Елена Юшина: «Ситуация очень сложная, неоднозначная, и при этом правила игры мы открываем только в процессе игры. Я бы лично не хотела участвовать в подобных акциях родом из 1990-х. Для нас «Четверть» стала не только домом в первый год деятельности Aperto Gallery — это гораздо больше, это круг единомышленников, готовых сражаться за ситуацию и менять культурную среду вокруг. И мы безумно благодарны команде «Четверти» и всем, кто был все это время с нами, кто поддерживал все наши инициативы. Сейчас в «Четверти» сложно добиться правды, налицо бездействие полиции, комментарии со стороны владельца здания ЗАО «Нирт» не нуждаются в дополнительных пояснениях. В здании находятся их «работники», которых все видели на кадрах хроники происшествий. Те самые работники, влетевшие в здание с дубинками и выпроводившие всех арендаторов «на законных основаниях», по словам полиции. Что ж, именно правительство Санкт-Петербурга приняло решение передать в управление ЗАО «Нирт» на 49 лет данный особняк XIX века, из чего можно делать определенные выводы о культурной составляющей города, этим летом принимающего ведущую биеннале современного искусства Manifesta 10. Все выглядит низко и останется без комментариев с нашей стороны. У каждого своя правда, с юридической точки зрения мы не компетентны давать какие-либо комментарии. Это рубеж и урок для всех, никто не испытывал никаких наивных надежд, но и подобного развития событий не ожидал. Мы вывезли часть вещей, так как планируем в скором времени открыть новую, расширенную выставку выпускников Королевского колледжа искусств в пространстве «Тайга». Сегодня перед нами предстало истинное лицо «закона» в России и то, что значит «нести искусство в массы».

Самое читаемое:
1
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
2
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
3
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
4
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
5
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
6
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
7
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+