Абстрактный экспрессионизм — самое ценное (как минимум с финансовой точки зрения) направление в американском искусстве. И произведения его лидеров, Джексона Поллока и Виллема де Кунинга, неизменно привлекают внимание музеев и коллекционеров. На аукционе Christie’s в Нью-Йорке полотно Виллема де Кунинга «Без названия XXV» было продано за $66,3 млн. Ровно десять лет назад оно ушло на аналогичных торгах за $27,1 млн, то есть за этот период картина подорожала более чем вдвое.
«Без названия XXV» из серии «Пасторали» написана в 1977 году, это одна из вершин позднего творчества художника; после этого стареющий мастер запил и больше не сделал ничего столь впечатляющего. Вся серия «Пасторали» написана на белом сияющем полотне жидкими красками. Как и всегда у де Кунинга, в центре композиции — фигура женщины, которая потом развоплощена до абстракции. Его друг Томас Хесс вспоминал, как шел процесс создания полотен: метод заключался в многочасовом наблюдении за начатой картиной из кресла-качалки, потом художник вскакивал и бурно заканчивал полотно. «Он смешивал краски в стеклянной салатнице, — рассказывает Хесс, — добавлял туда масло сафлора (американский шафран. — TANR) и воду, взбивал все это в эмульсию с керосином. Писал он на подрамниках трехдюймовыми малярными кисточками, которые можно купить в любом хозяйственном магазине». Благодаря отполированному белейшему холсту и прозрачным краскам, эти полотна выглядят очень энергичными и яркими.
«Без названия XXV» стала новым аукционным рекордом для Виллема де Кунинга, хотя частным образом работы художника продавались и дороже. Так, в 2006 году миллиардер Стивен Коэн купил «Женщину III» 1952–1953 годов создания за $137,5 млн у другого миллиардера, Дэвида Геффена.
В целом на прошедшем аукционе Christie’s было установлено еще три рекорда цен — на работы Джона Каррина, Джузеппе Галло и Джонатана Горовица, а также на графику Джона Вула. В торгах участвовали покупатели из 41 страны. Всего аукцион собрал $277 млн.