Присутствие истории во Владикавказе, где отмечали десятую годовщину форума современного искусства, чувствуется во всем. В грозно смотрящих свысока горных вершинах, в домах небольшого, не выше трех этажей, тихого города, где по балконам, витым, решетчатым, украшенным, как орнаментом, ссохшимися ветвями винограда, можно изучать фантазию его архитекторов, в рассказах жителей о своих древних предках-аланах. В этой атмосфере в разных уголках города открылись выставки избранных произведений искусства, создававшихся в лаборатории-резиденции с момента ее основания в 2007 году. Благодаря усилиям Галины Тебиевой, руководителя форума «Аланика» со всеми его лабораториями, арт-резиденциями и конференциями, изолированность осетинского искусства от культурных тенденций страны преодолевалась. Внимание российских и мировых художников к культуре этого региона стало расти, и в 2010 году здесь появился Северо-Кавказский филиал Государственного центра современного искусства, директором которого была назначена Тебиева.
Лаборатория-форум «Аланика»
Первый симпозиум состоялся в 2007 году в поселке Фиагдон как академический пленэр для местных художников. Идея принадлежала Николаю Хлынцову, в то время председателю правительства Республики Северная Осетия — Алания. Идея прижилась, и во второй раз «Аланика» прошла уже на территории курорта Цей. Его тема «Ковчег» оказалась созвучна трагическим событиям в Южной Осетии, которые развернулись тогда всего в нескольких десятках километров от места работы художников. В 2011 году кураторами программы становятся Евгений Уманский и Елена Цветаева, руководители Калининградского филиала ГЦСИ. Они совершают своеобразный переворот, выводя симпозиум в город и развернув его в сторону паблик- и стрит-арта, привлекая к инициативе все больше внимания, в том числе иностранных художников. Лаборатория расширялась, и в 2012 году превратилась в международный форум с художественной резиденцией, результатом пребывания в которой становится итоговая выставка. В том же 2012 году в рамках симпозиума открылся первый форум молодых художников «Art Кавказ Next». Его проведение уже стало традицией и дало возможность начинающим художникам участвовать в выставках и мастер-классах специалистов. В 2015 году в московском выставочном центре «Рабочий и колхозница» прошла выставка «Аланика. Метод эксперимента», организованная Северо-Кавказским филиалом ГЦСИ в рамках Шестой Московской биеннале современного искусства.
Кураторство юбилейной программы «Аланики» взял в свои руки Евгений Уманский (он вместе с Еленой Цветаевой был куратором симпозиума в 2011–2012 годах). Место, которое в первую очередь показали журналистам, хранит тяжелую память о себе — это Беслан. У мемориала рядом со школой не исчезают цветы, под фотографиями погибших — детские игрушки, стихи, надписи тех, кто всегда помнит и скорбит. Во Дворце культуры Беслана, где разместилась посвященная трагедии выставка, иссиня-голубой купол. Проходящий через него свет делает всех гостями потустороннего мира, где эхо трагедии воплотилось в искусстве: в маленьких бутылочках улетают от матерей Беслана и художницы Диляры Акай куда-то ввысь послания с фотографиями самых любимых; колонной памяти устремляется вверх стена из парт Евгения Уманского; вся в углях, черная земля в ассамбляжах Владимира Мигачева — это то, что остается после трагедии, а еще остается память, которая углями прожигает воспоминания выживших. В записи театральной постановки режиссера Карины Бесоловой, в основу которой легли дневники выжившей в бесланской трагедии 2004 года Агунды Ватаевой, герои пытаются выйти из внутреннего мира страхов — и не могут.
Отголоски болезненной темы видятся и в экспозициях «Аланики», не выходящих за черту Владикавказа. На третьем этаже Национальной научной библиотеки в темном зале мигает видео британки Марии Маршал, в нем мимо алтаря разрушающейся церкви, напоминающей бесланский мемориал, проносится футбольный мячик. А на первом этаже звучат и отзываются эхом детские голоса. Это звуковая инсталляции серба Деяна Калуджеровича. Классики, символ дворового веселья, нарисованы на черной школьной доске.
Особое качество жителей Владикавказа, воспринятое и художниками-участниками «Аланики», — несмотря ни на что, встречать будущее с улыбкой, широкой и согревающей. Смех не просто лучшее лекарство, не только основа кавказского тоста, но и жизнеутверждающий девиз, который помогает двигаться дальше. В фотопроекте Сергея Браткова настоящий джигит сжимает в руке именно кисточку, потому что «художник — лучший выбор современной девушки». При этом главным достоинством художника остается огромный «мерлеп» (на аварском значит и гору и нос) — из них, деревянных, в инсталляции Таус Махачевой можно целый рельеф выложить. Здорово, если герой в папахе владеет еще и осетинской народной медициной. Секретами целительства кто-то успел поделиться с калининградцем Олегом Бляблясом, который в своих рисунках демонстрирует, что любой укус можно вылечить настойкой жуков на традиционном напитке — араке.
Избранные за десять лет существования форума работы отличаются и техникой исполнения, и темами (они каждый год менялись с приходом нового куратора), и местом, для которого создавались, поэтому цельного выставочного проекта изначально не ожидалось. Стоит добавить, что во Владикавказе нет не только отдельной площадки для демонстрации современного искусства, но и условий для его хранения — и об этом куратор Евгений Уманский не забывал напоминать на конференции, где обсуждались планы и подводились итоги прошлых форумов. Здание бывшего выставочного центра «Иртекс» в парке им.Коста Хетагурова, переданное Северо-Кавказскому филиалу ГЦСИ в 2010 году, укутанное зеленой сеткой, замерло между этапами реконструкции, которая, если повезет, может завершиться в будущем году.
Тем не менее рассеянные по Владикавказу произведения, словно транспортные остановки из фотопроекта Джамшеда Холикова, оказались своеобразной точкой между прошлым и будущим, отразили общие для всех художников переживания — размышления о национальной идентичности, энергии места, будущем кавказского города и характере его гостеприимного народа. Между тем это будущее меняется прямо на глазах, главное — верить. Спецпроект Сабины Шихлинской — посвященная несвободе и мечтам о счастье неоновая выставка «Иллюзии» в недействующей много лет мечети (впоследствии планетарии) — так потрясла зрителей, что прямо на открытии представители властей задумались о постоянном использовании площадки для выставок современного искусства.
Леонид Бажанов, бывший художественный руководитель ГЦСИ, о будущем «Аланики»:
«Нужно, несмотря на все трудности, искать любые финансовые возможности для поддержки. Нельзя превращаться в снобов, отворачиваясь от трудно идущих на контакт коллег и партнеров. Владикавказу можно делать и интеллектуальные выставки, и выставки-блокбастеры. Сегодня любой художник ищет, как себя проявить, потому что дома уже скучно. Главное — определить человеческий ресурс и в зависимости от него выработать реальные программы на разных культурных площадках».
С 9 по 13 ноября в Национальной научной библиотеке проходила конференция, на которой эксперты, в их числе Леонид Бажанов, Екатерина Иноземцева, Владислав Мизин, Виталий Пацюков, Алиса Прудникова, Елена Цветаева и другие исследователи искусства, обсуждали будущее «Аланики», а также проблемы актуализации культурного наследия, развитие культурного пространства Кавказа и самые успешные проекты филиалов ГЦСИ.
У регионов схожие с Владикавказом проблемы. В Калининграде ждет реставрации башня «Кронпринц», при этом ее продолжают использовать для паблик-арта (одной из последних там стала инсталляция Лорано Перно «Нет в мире больше чудес»). В Нижнем Новгороде проводится фестиваль «Новый город: древний». Уличные художники не ждут, пока старинная деревянная архитектура сгниет до конца или окажется снесенной, а привлекают к ней внимание общественности своими работами, выставляя документации в музее. Екатеринбург входит в тройку главных в России городов для культурных инвестиций, однако найти спонсоров знаменитой Уральской индустриальной биеннале современного искусства, по словам Алисы Прудниковой, становится все сложнее. Тем не менее с помощью краудфандинга в конце лета этого года отремонтировали музейный дворик. Один из первых фестивалей стрит-арта «Стенограффия» прошел именно в Екатеринбурге. В городе уже привыкли к необычным интервенциям наподобие желтых торшеров у здания мэрии или развешенных по остановкам ковров, прячущих пеструю рекламу: о смысле этих практик художники постоянно рассказывают на лекциях в Уральском филиале ГЦСИ. Кстати, во Владикавказе существует свой, возникший меньше года назад кластер уличных художников «Портал», о котором знают немногие местные. Рядом с Парком имени Коста Хетагурова, на задворках законсервированной стройки независимые художники создают арт-объекты, граффити, скульптуры и инсталляции.
После выступлений сотрудников ГЦСИ, а также международных гостей — куратора биеннале в турецком Чанаккале Дэниз Эрбаш, куратора из Белоруссии Ольги Рыбчинской, руководителя галереи «Арсенал» в польском Белостоке Моники Шевчик — собравшиеся ответили на главный вопрос юбилейной конференции: каково будущее «Аланики»? Среди реальных возможностей — развитие паблик-арта и уличного искусства Владикавказа, отношений с соседями — Азербайджаном, Грузией, Дагестаном, выстраивание образовательной программы и взаимодействия с учебными заведениями, наконец, продолжение форума молодых художников «Art Кавказ Next», у которого в этом году тоже юбилей: ему исполнилось пять лет.
Выставки «Аланика. Метод эксперимента» открыты во Владикавказе до 30 ноября.