18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Фрескам в Мелётове требуется помощь

Малоизученный храм с уникальной по исполнению и сюжетам росписью разрушается в деревне Мелётово под Псковом. Эксперты называют ситуацию «остроаварийной»

О храме

Справка

Лев Лифшиц, заведующий сектором древнерусского искусства Государственного института искусствознания:

«Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Мелётове — уникальный памятник по многим причинам. Во-первых, это лучший памятник классической псковской архитектуры XV века — трудно привести другие примеры такой неискаженной архитектуры. Во-вторых, это единственный до недавнего времени неплохо сохранившийся памятник монументальной живописи, имеющей точную датировку — 60-е годы XV века. Уникальна иконография храмовой живописи — ничего подобного мы не знаем ни в Пскове, ни вообще в византийском мире XV века. Надо отметить и выдающееся ее качество, она может служить эталоном псковской художественной традиции».

Еще…

В псковских летописях сказано, что церковь Успения Пресвятой Богородицы в Мелётове была заложена в 1461 году. Заказчиками строительства выступили местные посадники: Иаков Кротов, Иоанн Путков и Зиновий Михайлович. Их имена сохранились на портале притвора церкви и в барабане четверика. Авторы росписи церкви неизвестны, но многие исследователи полагают, что для этих целей была привлечена довольно многочисленная профессиональная артель. Реставратор Владимир Сарабьянов, хорошо знакомый с церковью, писал о том, что в Мелётове трудились лучшие мастера своего времени, а фресковая роспись храма, по его мнению, отражает наивысший расцвет псковской художественной школы.

Историческая и художественная ценность росписи определяется, как уже было сказано, и исполнением, и выбором используемых сюжетов. Часть из них была заимствована не из Священного Писания, а из псковских летописных сводов. Наибольшей известностью, вероятно, обладает фреска с Антом-скоморохом, наказанным за глумление над Богородицей. На этой фреске Дева Мария склоняется над шутом, лишившимся рук и ног за хулу в ее адрес. Как рассказал художник-реставратор высшей категории, лауреат Премии The Art Newspaper Russia Александр Горматюк, существуют различные трактовки этой росписи, но достоверно известно, что нигде больше в древнерусской живописи подобный сюжет не встречается. «Несколько изображений с ожидающими воскрешения из гробов святыми, которые можно увидеть на стенах храма в Мелётове, тоже не найдены в других храмах. В более позднее время появляются сюжеты Апокалипсиса по главам Откровения Иоанна Богослова, но конкретно таких живописных цитат нет», — сообщил он.

Известно, что древняя роспись храма была забелена. По некоторым сведениям, это произошло в конце XVIII века. Вновь обнаружили фрески только в 70-е годы XIX века под многочисленными слоями побелки и клеевыми записями. В 1913 году рядом с храмом возвели новую каменную церковь Троицы. Приход перевели в нее, а храм Успения забросили. (Сейчас пустует и разрушается и новая церковь.) Проект реставрации мелётовского храма начали готовить в 1959 году, решив восстановить церковь в формах ХV–ХVI веков. На табличке храма можно прочитать, что отреставрировали его в 1961 году. Там же красуется надпись «охраняется государством».

Впереди зима

Текущее состояние церкви Успения по заказу Министерства культуры в сентябре 2016 года оценила выездная комиссия во главе с доктором искусствоведения Львом Лифшицем. Эксперты заключили, что ситуация «остроаварийная». «Фрески разрушаются в режиме текущего времени. Вываливаются фрагменты кладки, идет ее расслоение, намокание стен. В удручающем состоянии находится кровля, отсутствует система отмосток и дренажей», — рассказал Лившиц. Он также напомнил, что памятнику в сегодняшнем состоянии предстоит перенести еще один зимний период, и поэтому утраты будут множиться. Небольшие фрагменты штукатурного основания и фресок уже лежат на лесах и настилах внутри храма. По прогнозам ученого, если в ситуацию не вмешаться, то через пять лет памятник может быть утерян безвозвратно.

Директор Псковского государственного музея-заповедника, в состав которого входит церковь в Мелётове, Юрий Киселев подтвердил, что памятник который год не получает финансирования, однако заверил, что музей постоянно проводит мероприятия по его сохранению. «Я разделяю опасения Льва Исааковича Лившица и уважаю его мнение, но все же наши специалисты утверждают, что угроза храму несколько преувеличена. При этом я не снимаю проблему необходимости постоянного реставрационного вмешательства. Получить федеральное финансирование на содержание памятника и сохранение монументальной живописи сложно, но мы настроены в большей степени оптимистично и ожидаем большего внимания к храму. Его уровень этого требует», — сообщил он. Лев Лившиц, стоит отметить, вклад институции в сохранение церкви и ее росписи не отрицал. «Музей делает все возможное», — подтвердил он.

Министерство культуры РФ в ответ на запрос о судьбе представленного научно-методическим советом отчета сообщило, что на 2017 год подана заявка по программе «Культура России» «на разработку проектной документации для реставрации объекта культурного наследия „Церковь Успения“ (д. Мелётово, Псковской обл.) на сумму 2,6 млн руб.». В ведомстве отметили, что рассмотрят заявку «в установленном порядке, но не раньше принятия бюджета страны на следующий год».

Выставка

Не дожидаясь решения министерства, Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря предложил организовать на своей базе в Москве выставку, посвященную храму. Ее и круглый стол по поводу сохранения мелётовской росписи планируют провести до весны следующего года, если найдутся средства. Уже сейчас эту идею поддержали Псковский музей-заповедник, Государственный институт искусствознания, Межобластное научно-реставрационное художественное управление, Союз реставраторов России и оргкомитет Всероссийской премии «Хранители наследия». Представить публике хотят архивные документы, фотографии текущего состояния церкви, выполненные Александром Горматюком, а также подаренные в этом году государству копии-реконструкции росписей храма, сделанные выдающимся художником-реставратором Адольфом Овчинниковым.

С большой уверенностью можно утверждать, что две копии фресок храма в Мелётове работы именно Адольфа Николаевича в конце 50-х годов прошлого века убедили Министерство культуры СССР выделить средства на первую реставрацию храма. С копиями Овчинникова искусствовед Николай Померанцев вернулся в Минкульт после того, как ему отказали в помощи. Сейчас эти работы хранятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге и, возможно, приедут на московскую выставку. Повторится ли история и продлится ли жизнь фресок церкви Успения Пресвятой Богородицы в Мелётове, в любом случае станет известно только в следующем году.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+