18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Новый рынок в Старой Деревне

Перед выставкой в Амстердаме Эрмитаж отреставрировал один из основных холстов своей экспозиции голландской живописи

После завершения основного этапа реставрации в Реставрационно-хранительском центре Государственного Эрмитажа «Старая Деревня» представлена картина Бартоломеуса ван дер Хелста «Новый рынок в Амстердаме», датированная 1666 годом. «Новый рынок в Амстердаме» — одна из центральных картин галереи голландской живописи Эрмитажа. Она относится к самым старым приобретениям в собрании: картина входила в число купленных Екатериной II у берлинского купца Иоганна Эрнста Гоцковского в 1764 году, что положило начало коллекциям музея. В восторженных тонах она была описана в первых рукописных каталогах Императорского Эрмитажа.

Сотрудники лаборатории научной реставрации станковой живописи во главе с Виктором Коробовым основательно расчистили двухметровое полотно. Исследования показали хорошую сохранность авторской живописи — был снят толстый слой пожелтевшего лака и удалены многочисленные разновременные записи. В результате реставрации XIX века оказалось переписано практически все небо и сильно изменены ретушью лица детей в нижнем левом углу. Теперь работе возвращаются авторский колорит и первоначальная ясность деталей.

Амстердамский Новый рынок был виден из окна дома Бартоломеуса ван дер Хелста. Возможно, картина была написана в связи с 30-летием его свадьбы и предназначалась в подарок супруге, которую художник изобразил здесь в виде торговки. На первый взгляд эта работа кажется изображением жизни как она есть, но если приглядеться, в ней много несоответствий: за домом видны зеленые деревья, на первом плане стоит девочка в меховом жакете, а свиная туша указывает на осенний забой скота. Несмотря на то что эти детали относятся к разным временам года, создается общее целостное впечатление.

«На самом деле это очень жизнерадостная картина, хотя на переднем плане и изображена освежеванная туша, — считает хранитель голландской живописи Эрмитажа Ирина Соколова. — Для XVII столетия этот сюжет был повседневностью, связанной с рутинными заботами городского или сельского жителя. Происходящий в ноябре забой свиньи — обычное дело. При всей демонстрации анатомии, отпугивающей современного зрителя, эта туша дает художнику массу живописных эффектов. Все это — кости, свежесть и перламутровый отблеск хрящей — очень красиво написано. Как и во фламандских натюрмортах, перед нами не «мертвая натура», а полнота существования, соединяющая вместе жизнь и смерть. Как люди воспринимали жизнь, как она отражалась в искусстве — один из самых занимательных вопросов, связанных с живописью старых мастеров».

В октябре 2017 года Эрмитаж впервые представит в амстердамском филиале масштабную выставку голландской живописи — около 60 работ из своего собрания. «Мы сможем вступить в интересный диалог с Голландией о том, каков был вкус российских коллекционеров и что именно русские ценили в голландской живописи», — подчеркивает генеральный директор музея Михаил Пиотровский. Одним из экспонатов выставки станет и отреставрированный «Новый рынок в Амстердаме» Бартоломеуса ван дер Хелста. Впрочем, если позволят сроки реставрационных работ, то картина, которая прежде никогда не покидала стен музея, сможет вернуться в эрмитажную экспозицию еще до начала зарубежных гастролей. Проект реставрации реализуется при финансовой поддержке голландского концерна Heineken, отмечающего десятилетие сотрудничества с Эрмитажем.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+