После завершения основного этапа реставрации в Реставрационно-хранительском центре Государственного Эрмитажа «Старая Деревня» представлена картина Бартоломеуса ван дер Хелста «Новый рынок в Амстердаме», датированная 1666 годом. «Новый рынок в Амстердаме» — одна из центральных картин галереи голландской живописи Эрмитажа. Она относится к самым старым приобретениям в собрании: картина входила в число купленных Екатериной II у берлинского купца Иоганна Эрнста Гоцковского в 1764 году, что положило начало коллекциям музея. В восторженных тонах она была описана в первых рукописных каталогах Императорского Эрмитажа.
Сотрудники лаборатории научной реставрации станковой живописи во главе с Виктором Коробовым основательно расчистили двухметровое полотно. Исследования показали хорошую сохранность авторской живописи — был снят толстый слой пожелтевшего лака и удалены многочисленные разновременные записи. В результате реставрации XIX века оказалось переписано практически все небо и сильно изменены ретушью лица детей в нижнем левом углу. Теперь работе возвращаются авторский колорит и первоначальная ясность деталей.
Амстердамский Новый рынок был виден из окна дома Бартоломеуса ван дер Хелста. Возможно, картина была написана в связи с 30-летием его свадьбы и предназначалась в подарок супруге, которую художник изобразил здесь в виде торговки. На первый взгляд эта работа кажется изображением жизни как она есть, но если приглядеться, в ней много несоответствий: за домом видны зеленые деревья, на первом плане стоит девочка в меховом жакете, а свиная туша указывает на осенний забой скота. Несмотря на то что эти детали относятся к разным временам года, создается общее целостное впечатление.
«На самом деле это очень жизнерадостная картина, хотя на переднем плане и изображена освежеванная туша, — считает хранитель голландской живописи Эрмитажа Ирина Соколова. — Для XVII столетия этот сюжет был повседневностью, связанной с рутинными заботами городского или сельского жителя. Происходящий в ноябре забой свиньи — обычное дело. При всей демонстрации анатомии, отпугивающей современного зрителя, эта туша дает художнику массу живописных эффектов. Все это — кости, свежесть и перламутровый отблеск хрящей — очень красиво написано. Как и во фламандских натюрмортах, перед нами не «мертвая натура», а полнота существования, соединяющая вместе жизнь и смерть. Как люди воспринимали жизнь, как она отражалась в искусстве — один из самых занимательных вопросов, связанных с живописью старых мастеров».
В октябре 2017 года Эрмитаж впервые представит в амстердамском филиале масштабную выставку голландской живописи — около 60 работ из своего собрания. «Мы сможем вступить в интересный диалог с Голландией о том, каков был вкус российских коллекционеров и что именно русские ценили в голландской живописи», — подчеркивает генеральный директор музея Михаил Пиотровский. Одним из экспонатов выставки станет и отреставрированный «Новый рынок в Амстердаме» Бартоломеуса ван дер Хелста. Впрочем, если позволят сроки реставрационных работ, то картина, которая прежде никогда не покидала стен музея, сможет вернуться в эрмитажную экспозицию еще до начала зарубежных гастролей. Проект реставрации реализуется при финансовой поддержке голландского концерна Heineken, отмечающего десятилетие сотрудничества с Эрмитажем.