18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Великая меланхолия и классовое чутье

№48
Материал из газеты

В портретах Ван Дейка

Когда 100 лет назад нью-йоркский магнат Генри Клей Фрик приобрел портрет леди Энн Кэри кисти Антониса Ван Дейка, он стал владельцем картины, маркирующей его статус и богатство. Именно это событие возвестило о вхождении сталелитейного короля в сферы высочайшей знати. В статье Адама Икера из книги Van Dyck: the Anatomy of Portaiture («Ван Дейк: анатомия портрета») рассказывается, каким образом работы именно этого художника стали определять собой статус владельцев. «Мастерство Ван Дейка в передаче аристократического духа столь велико, что последующие поколения коллекционеров, разделенные войнами, революциями и громадными социальными потрясениями, претендовали на него как бы по праву владения». Возведенный за талант в дворянство, Ван Дейк, в свою очередь, облагородил всех, владеющих его картинами. И теперь изысканные образцы его искусства участвуют в выставке,  для которой расширили уютное пространство нью-йоркской Коллекции Фрика.

Ван Дейк, видимо, не ощущал тяги к другим жанрам. Он неустанно писал портреты, столько же разнообразные, сколь и многочисленные. У него был особый дар придавать выразительность любому лицу, даже (не соглашусь в этом с Оскаром Уайльдом) англичанам.

Работа Ван Дейка при дворе обреченных Стюартов придала вес не только портретам членов этой королевской семьи, но и прочим работам художника. Таинственная грусть окутывает моделей на написанных Ван Дейком портретах как самого английского короля, так и его родных. И хотя художник умер в 1641 году, за семь с небольшим лет до казни Карла I, глядя на лицо монарха, мы понимаем, что с ним случится в дальнейшем.

Но, может быть, эта грусть существовала всегда? «Эмоциональное родство моделей, характеризующихся хандрящей, проникновенной внешностью», как отмечают редакторы книги, возникает вместе с рано развившимся талантом живописца. Название выставки и книги перекликается с работой современника Ван Дейка Роберта Бёртона «Анатомия меланхолии». Но если печаль, отмечавшаяся критиками, скажем, в искусстве Антуана Ватто, является конструктом XIX века и вызвана состоянием красочного слоя его картин, ставших темнее и грязнее, то тоска, которой веет от героев Ван Дейка, была очевидна уже первым зрителям, первозданное великолепие красок и костюмов только еще больше подчеркивает ее.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+