18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Забытая история

№48
Материал из газеты

Музеи современного искусства в Берлине после Второй мировой войны подверглись масштабной реконструкции и полному переформатированию коллекций

К концу войны в 1945 году знаменитые Прусские музеи в Берлине лежали в руинах. В этой ситуации берлинский магистрат, по-прежнему отвечавший за город в целом, уже в ноябре 1945-го принял решение учредить собственную коллекцию, которая с 1948 года носила официальное название «Галерея XX века». Как отдельное учреждение она просуществовала в Западном Берлине до 1968-го, а затем влилась в созданный тогда же Фонд прусского культурного наследия. Тот факт, что во всемирно известном здании Новой национальной галереи власти Западного Берлина изначально хотели разместить Галерею XX века, давно забыт, как и само существование отдельной городской коллекции. Теперь ее история впервые исследована в книге Кристины Томсон и Петры Винтер.

Изначально галерея должна была стать «музеем живого искусства», дабы установить «органичную связь с актуальными течениями». Идеальным кандидатом на пост ее главы стал директор отдела изобразительных искусств магистрата Адольф Яннаш (1898–1984). Еще с 1919 года директор Национальной галереи Людвиг Юсти (1876–1957) собирал ее коллекцию во Дворце кронпринцев — одном из первых в мире музеев, посвященных только современному искусству. Начиная с 1946 года Юсти работал над возрождением Национальной галереи, откуда нацисты изъяли более 500 работ, а Яннаш занялся комплектованием нового собрания. Из-за ограниченности ресурсов он сосредоточился на актуальных художниках, живших тогда в Берлине. Едва галерея открылась, как случившееся в том же 1948 году политическое разделение Берлина разорвало ее надвое. Некоторые работы из Галереи XX века приняла Национальная галерея на востоке города. На западе в начале 1960-х возникла собственная Национальная галерея. К договоренности там пришли лишь в 1967 году. Западная Национальная галерея получила 350 картин и скульптур из Галереи XX века. При этом ее директор Вернер Хафтман сожалел по поводу «злодейского разорения» коллекции. Он считал, что восполнить утраты, понесенные в период нацизма, «можно будет лишь спустя долгое время». На церемонии открытия Новой национальной галереи 15 сентября 1968 года он признал, что Галерея XX века и Национальная галерея всегда шли к слиянию, «ибо обе они ориентировались на один образец для подражания — бывшую коллекцию Дворца кронпринцев».

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+