18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Забытая история

№48
Материал из газеты

Музеи современного искусства в Берлине после Второй мировой войны подверглись масштабной реконструкции и полному переформатированию коллекций

К концу войны в 1945 году знаменитые Прусские музеи в Берлине лежали в руинах. В этой ситуации берлинский магистрат, по-прежнему отвечавший за город в целом, уже в ноябре 1945-го принял решение учредить собственную коллекцию, которая с 1948 года носила официальное название «Галерея XX века». Как отдельное учреждение она просуществовала в Западном Берлине до 1968-го, а затем влилась в созданный тогда же Фонд прусского культурного наследия. Тот факт, что во всемирно известном здании Новой национальной галереи власти Западного Берлина изначально хотели разместить Галерею XX века, давно забыт, как и само существование отдельной городской коллекции. Теперь ее история впервые исследована в книге Кристины Томсон и Петры Винтер.

Изначально галерея должна была стать «музеем живого искусства», дабы установить «органичную связь с актуальными течениями». Идеальным кандидатом на пост ее главы стал директор отдела изобразительных искусств магистрата Адольф Яннаш (1898–1984). Еще с 1919 года директор Национальной галереи Людвиг Юсти (1876–1957) собирал ее коллекцию во Дворце кронпринцев — одном из первых в мире музеев, посвященных только современному искусству. Начиная с 1946 года Юсти работал над возрождением Национальной галереи, откуда нацисты изъяли более 500 работ, а Яннаш занялся комплектованием нового собрания. Из-за ограниченности ресурсов он сосредоточился на актуальных художниках, живших тогда в Берлине. Едва галерея открылась, как случившееся в том же 1948 году политическое разделение Берлина разорвало ее надвое. Некоторые работы из Галереи XX века приняла Национальная галерея на востоке города. На западе в начале 1960-х возникла собственная Национальная галерея. К договоренности там пришли лишь в 1967 году. Западная Национальная галерея получила 350 картин и скульптур из Галереи XX века. При этом ее директор Вернер Хафтман сожалел по поводу «злодейского разорения» коллекции. Он считал, что восполнить утраты, понесенные в период нацизма, «можно будет лишь спустя долгое время». На церемонии открытия Новой национальной галереи 15 сентября 1968 года он признал, что Галерея XX века и Национальная галерея всегда шли к слиянию, «ибо обе они ориентировались на один образец для подражания — бывшую коллекцию Дворца кронпринцев».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+