18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Под каблуком

№48
Материал из газеты

В 1920-е годы подол платья становился все более и более коротким, впервые открыв нижнюю часть ноги, поэтому туфли превратились в важный элемент модного образа ар-деко

 Музеях Московского Кремля  продолжается выставка «Элегантность и роскошь ар деко», где можно увидеть коллекцию женской одежды европейских домов высокой моды 1910–1920-х годов из собрания Института костюма японского города Киото, а также украшения первой трети ХХ века выдающихся ювелирных домов Cartier и Van Cleef & Arpels.

В 1920-е в области женской моды произошла настоящая революция. После окончания Первой мировой войны серьезно изменилась роль женщины в обществе: пока мужчины воевали, женщинам приходилось выполнять их обязанности, ухаживать за ранеными в госпиталях и осваивать новые профессии, а также научиться водить автомобиль. Война закончилась, но эмансипацию женщин уже было не остановить, что немедленно сказалось и на модной индустрии. Силуэты женских туалетов сильно изменились, стремясь к свободным формам, дамы отказались от корсетов и начали коротко стричь волосы, пользоваться косметикой и курить, что неминуемо отразилось на эстетике ювелирных украшений и было отмечено появлением новых аксессуаров (например, портсигаров, зажигалок и мундштуков для женщин).

Но десятилетия между двумя мировыми войнами — это не только эпоха «потерянного поколения» в Европе, описанная в произведениях Олдингтона и Ремарка, но и «ревущие 20-е» в США, время противоречивое и яркое. Пережив шок от огромных военных потерь и падения нескольких империй, общество стремилось забыться в развлечениях и окружить себя роскошью. В моде были танцы — ритмы фокстрота, танго и чарльстона объединяли движение и украшения нарядов в элегантный ансамбль. Настроениям эпохи как нельзя лучше соответствовал стиль ар-деко.

Среди экспонатов московской выставки — великолепные платья и манто, танцевальные и коктейльные ансамбли, а также модные аксессуары, в частности щегольские каблуки, которые изготавливались на заказ специально под вечерние наряды.

Обувь была одним из важнейших модных аксессуаров эпохи ар-деко. В 1920-е женские юбки укоротились, впервые открыв нижнюю часть ноги, так что стали видны чуть поблескивающие шелковые чулки и изящные туфли с Т-образным или простым ремешком через подъем, украшенные лентой и бахромой. Женские ножки, столетиями скрывавшиеся под длинными юбками, теперь были в эпицентре внимания. Считалось, что обувь — «такой же барометр вкуса, как драгоценности». В Париже изготовители обуви, называвшиеся «ботье», создавали роскошные туфли. В 1920-х модным было украшать вечернюю обувь не целиком, а частично, например ремешок и каблук или мысок и каблук, выделяя их цветом и фактурой материала.
Каблуки для дамских туфель периода ар-деко получили название «драгоценные каблуки». Они имеют изящную изогнутую форму и при высоте 5 см и длине окружности их основания в 8 см отличаются устойчивостью. Выполненные из дерева, эти каблуки обретали яркий цвет и глянцевый блеск благодаря росписи эмалью, впервые использованной при изготовлении обуви в конце XVIII века. В начале ХХ века их часто покрывали пластиком, в том числе бакелитом, который стал доступен производителям с 1909 года. После этого каблуки вручную украшали стразами или металлическими бусинами, создавая геометрические орнаменты, типичные для ар-деко.

Ар-деко отдавал предпочтение гладким поверхностям металла, стекла, фарфора, кожи, полированного дерева, слоновой кости. Изобретенный в 1855 году целлулоид охотно использовали для имитации кости, черепахового панциря или создания эффекта перламутра. Показательный пример такого рода — изогнутые деревянные каблуки, датируемые примерно 1925 годом. Их разноцветные покрытия выполнены именно из пластика и изысканно украшены стразами. Геометрический узор и яркая цветовая палитра этих «драгоценных каблуков» типичны для стиля ар-деко. Другим типом покрытия, вдохновлявшим художников и дизайнеров того времени, был японский лак.

Эстетика ар-деко, тонко сочетавшая контрастные цвета и текстуры, была, таким образом, распространена и на обувь. Популярность декоративных каблуков сохранялась до 1930-х годов, когда вечерние платья вновь стали длинными.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+