18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Под каблуком

№48
Материал из газеты

В 1920-е годы подол платья становился все более и более коротким, впервые открыв нижнюю часть ноги, поэтому туфли превратились в важный элемент модного образа ар-деко

 Музеях Московского Кремля  продолжается выставка «Элегантность и роскошь ар деко», где можно увидеть коллекцию женской одежды европейских домов высокой моды 1910–1920-х годов из собрания Института костюма японского города Киото, а также украшения первой трети ХХ века выдающихся ювелирных домов Cartier и Van Cleef & Arpels.

В 1920-е в области женской моды произошла настоящая революция. После окончания Первой мировой войны серьезно изменилась роль женщины в обществе: пока мужчины воевали, женщинам приходилось выполнять их обязанности, ухаживать за ранеными в госпиталях и осваивать новые профессии, а также научиться водить автомобиль. Война закончилась, но эмансипацию женщин уже было не остановить, что немедленно сказалось и на модной индустрии. Силуэты женских туалетов сильно изменились, стремясь к свободным формам, дамы отказались от корсетов и начали коротко стричь волосы, пользоваться косметикой и курить, что неминуемо отразилось на эстетике ювелирных украшений и было отмечено появлением новых аксессуаров (например, портсигаров, зажигалок и мундштуков для женщин).

Но десятилетия между двумя мировыми войнами — это не только эпоха «потерянного поколения» в Европе, описанная в произведениях Олдингтона и Ремарка, но и «ревущие 20-е» в США, время противоречивое и яркое. Пережив шок от огромных военных потерь и падения нескольких империй, общество стремилось забыться в развлечениях и окружить себя роскошью. В моде были танцы — ритмы фокстрота, танго и чарльстона объединяли движение и украшения нарядов в элегантный ансамбль. Настроениям эпохи как нельзя лучше соответствовал стиль ар-деко.

Среди экспонатов московской выставки — великолепные платья и манто, танцевальные и коктейльные ансамбли, а также модные аксессуары, в частности щегольские каблуки, которые изготавливались на заказ специально под вечерние наряды.

Обувь была одним из важнейших модных аксессуаров эпохи ар-деко. В 1920-е женские юбки укоротились, впервые открыв нижнюю часть ноги, так что стали видны чуть поблескивающие шелковые чулки и изящные туфли с Т-образным или простым ремешком через подъем, украшенные лентой и бахромой. Женские ножки, столетиями скрывавшиеся под длинными юбками, теперь были в эпицентре внимания. Считалось, что обувь — «такой же барометр вкуса, как драгоценности». В Париже изготовители обуви, называвшиеся «ботье», создавали роскошные туфли. В 1920-х модным было украшать вечернюю обувь не целиком, а частично, например ремешок и каблук или мысок и каблук, выделяя их цветом и фактурой материала.
Каблуки для дамских туфель периода ар-деко получили название «драгоценные каблуки». Они имеют изящную изогнутую форму и при высоте 5 см и длине окружности их основания в 8 см отличаются устойчивостью. Выполненные из дерева, эти каблуки обретали яркий цвет и глянцевый блеск благодаря росписи эмалью, впервые использованной при изготовлении обуви в конце XVIII века. В начале ХХ века их часто покрывали пластиком, в том числе бакелитом, который стал доступен производителям с 1909 года. После этого каблуки вручную украшали стразами или металлическими бусинами, создавая геометрические орнаменты, типичные для ар-деко.

Ар-деко отдавал предпочтение гладким поверхностям металла, стекла, фарфора, кожи, полированного дерева, слоновой кости. Изобретенный в 1855 году целлулоид охотно использовали для имитации кости, черепахового панциря или создания эффекта перламутра. Показательный пример такого рода — изогнутые деревянные каблуки, датируемые примерно 1925 годом. Их разноцветные покрытия выполнены именно из пластика и изысканно украшены стразами. Геометрический узор и яркая цветовая палитра этих «драгоценных каблуков» типичны для стиля ар-деко. Другим типом покрытия, вдохновлявшим художников и дизайнеров того времени, был японский лак.

Эстетика ар-деко, тонко сочетавшая контрастные цвета и текстуры, была, таким образом, распространена и на обувь. Популярность декоративных каблуков сохранялась до 1930-х годов, когда вечерние платья вновь стали длинными.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+