18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Алтарь бесстрашия акциониста Кристофа Шлингензифа

№48
Материал из газеты

Галерея на Солянке готовит ретроспективу рано ушедшего из жизни художника

В юности, изучая историю искусства и философию в Мюнхенском университете, Кристоф Шлингензиф (1960–2010) увлекся кинематографом, запоем смотрел фильмы Луиса Бунюэля, Вернера Херцога, Райнера Фасcбиндера. Затем, с восьми лет не расстававшийся с видеокамерой Super 8, он бросил учебу и, дважды провалив экзамены в киношколу, начал снимать сам. После его абсурдистских триллеров,  как «Немецкая резня бензопилой» (1990), о Шлингензифе заговорили.

В 1997 году на выставке Documenta 10 он провел свою первую акцию, за которую его тут же арестовали — за призыв убить Гельмута Коля, канцлера Германии. К теме политики художник вернулся в проекте «Шанс-2000»: создал партию маргиналов, вступившую в реальную предвыборную борьбу, а вдобавок пригласил всех безработных немцев искупаться в озере у загородного дома Коля. Уровень воды должен был подняться настолько, чтобы затопить резиденцию, заставив увидеть реальные масштабы безработицы в стране.

Критикуя расизм, насилие и жестокость в проектах «Иностранцы, вон! Пожалуйста, любите Австрию» (2000), «АТТА АТТА» (2003), «Африканские башни-близнецы» (2005–2009), художник часто переступал общепринятые нормы и нарушал табу, но лишь для того, чтобы заострить социальные проблемы, а в интервью между тем заявлял: «Мой страх заставляет меня находить изображения для него. Я хочу испытать себя, почувствовать, что я жив».

Выставка в Галерее на Солянке покажет именно такого художника — смелого, призывающего мыслить критически, — через его акции и перформансы, видео, фотографии и цитаты из интервью. Надо помнить однако, говорит куратор московской выставки Маргарита Осепян, что очень важное место в творчестве Шлингензифа занимал и театр — неслучайно выставка пройдет в рамках театрального фестиваля NET. Свои театральные эксперименты Шлингензиф переносил и в акции. С 2004 по 2007 год он работал над проектами-аниматографами («иллюстраторами души», как объяснял сам автор). Созданные в Австрии, Германии, Исландии, Намибии, они соединяли перформанс, театр и инсталляцию, а еще в них неизменно присутствовала сцена с вращающейся каруселью, на которую проецировались фрагменты из фильмов Шлингензифа.

В 2011 году нам уже показывали творчество художника: на основной выставке Московской биеннале современного искусства нужны было пройти по его Стальному пути, заглядывая в глазки металлических шкафов-раздевалок, чтобы увидеть фрагменты его же фильмов. Теперь московская выставка станет памятью о мечтателе, который ушел из жизни, не успев закончить проект «Церковь страха» для павильона Германии на 54-й Венецианской биеннале, завершенный уже без него и получивший там «Золотого льва».

Галерея на Солянке
Кристоф Шлингензиф

24 ноября – 18 января 2017

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+