18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Алтарь бесстрашия акциониста Кристофа Шлингензифа

№48
Материал из газеты

Галерея на Солянке готовит ретроспективу рано ушедшего из жизни художника

В юности, изучая историю искусства и философию в Мюнхенском университете, Кристоф Шлингензиф (1960–2010) увлекся кинематографом, запоем смотрел фильмы Луиса Бунюэля, Вернера Херцога, Райнера Фасcбиндера. Затем, с восьми лет не расстававшийся с видеокамерой Super 8, он бросил учебу и, дважды провалив экзамены в киношколу, начал снимать сам. После его абсурдистских триллеров,  как «Немецкая резня бензопилой» (1990), о Шлингензифе заговорили.

В 1997 году на выставке Documenta 10 он провел свою первую акцию, за которую его тут же арестовали — за призыв убить Гельмута Коля, канцлера Германии. К теме политики художник вернулся в проекте «Шанс-2000»: создал партию маргиналов, вступившую в реальную предвыборную борьбу, а вдобавок пригласил всех безработных немцев искупаться в озере у загородного дома Коля. Уровень воды должен был подняться настолько, чтобы затопить резиденцию, заставив увидеть реальные масштабы безработицы в стране.

Критикуя расизм, насилие и жестокость в проектах «Иностранцы, вон! Пожалуйста, любите Австрию» (2000), «АТТА АТТА» (2003), «Африканские башни-близнецы» (2005–2009), художник часто переступал общепринятые нормы и нарушал табу, но лишь для того, чтобы заострить социальные проблемы, а в интервью между тем заявлял: «Мой страх заставляет меня находить изображения для него. Я хочу испытать себя, почувствовать, что я жив».

Выставка в Галерее на Солянке покажет именно такого художника — смелого, призывающего мыслить критически, — через его акции и перформансы, видео, фотографии и цитаты из интервью. Надо помнить однако, говорит куратор московской выставки Маргарита Осепян, что очень важное место в творчестве Шлингензифа занимал и театр — неслучайно выставка пройдет в рамках театрального фестиваля NET. Свои театральные эксперименты Шлингензиф переносил и в акции. С 2004 по 2007 год он работал над проектами-аниматографами («иллюстраторами души», как объяснял сам автор). Созданные в Австрии, Германии, Исландии, Намибии, они соединяли перформанс, театр и инсталляцию, а еще в них неизменно присутствовала сцена с вращающейся каруселью, на которую проецировались фрагменты из фильмов Шлингензифа.

В 2011 году нам уже показывали творчество художника: на основной выставке Московской биеннале современного искусства нужны было пройти по его Стальному пути, заглядывая в глазки металлических шкафов-раздевалок, чтобы увидеть фрагменты его же фильмов. Теперь московская выставка станет памятью о мечтателе, который ушел из жизни, не успев закончить проект «Церковь страха» для павильона Германии на 54-й Венецианской биеннале, завершенный уже без него и получивший там «Золотого льва».

Галерея на Солянке
Кристоф Шлингензиф

24 ноября – 18 января 2017

Самое читаемое:
1
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
6
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
Что ценного и значимого находят в московской земле
Ежегодно при археологических раскопках на строительных площадках обнаруживают тысячи артефактов, которые затем отправляются в музей. Важным с точки зрения науки может оказаться буквально любой предмет, поднятый из исторического слоя
28.03.2025
Что ценного и значимого находят в московской земле
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+