18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Алтарь бесстрашия акциониста Кристофа Шлингензифа

№48
Материал из газеты

Галерея на Солянке готовит ретроспективу рано ушедшего из жизни художника

В юности, изучая историю искусства и философию в Мюнхенском университете, Кристоф Шлингензиф (1960–2010) увлекся кинематографом, запоем смотрел фильмы Луиса Бунюэля, Вернера Херцога, Райнера Фасcбиндера. Затем, с восьми лет не расстававшийся с видеокамерой Super 8, он бросил учебу и, дважды провалив экзамены в киношколу, начал снимать сам. После его абсурдистских триллеров,  как «Немецкая резня бензопилой» (1990), о Шлингензифе заговорили.

В 1997 году на выставке Documenta 10 он провел свою первую акцию, за которую его тут же арестовали — за призыв убить Гельмута Коля, канцлера Германии. К теме политики художник вернулся в проекте «Шанс-2000»: создал партию маргиналов, вступившую в реальную предвыборную борьбу, а вдобавок пригласил всех безработных немцев искупаться в озере у загородного дома Коля. Уровень воды должен был подняться настолько, чтобы затопить резиденцию, заставив увидеть реальные масштабы безработицы в стране.

Критикуя расизм, насилие и жестокость в проектах «Иностранцы, вон! Пожалуйста, любите Австрию» (2000), «АТТА АТТА» (2003), «Африканские башни-близнецы» (2005–2009), художник часто переступал общепринятые нормы и нарушал табу, но лишь для того, чтобы заострить социальные проблемы, а в интервью между тем заявлял: «Мой страх заставляет меня находить изображения для него. Я хочу испытать себя, почувствовать, что я жив».

Выставка в Галерее на Солянке покажет именно такого художника — смелого, призывающего мыслить критически, — через его акции и перформансы, видео, фотографии и цитаты из интервью. Надо помнить однако, говорит куратор московской выставки Маргарита Осепян, что очень важное место в творчестве Шлингензифа занимал и театр — неслучайно выставка пройдет в рамках театрального фестиваля NET. Свои театральные эксперименты Шлингензиф переносил и в акции. С 2004 по 2007 год он работал над проектами-аниматографами («иллюстраторами души», как объяснял сам автор). Созданные в Австрии, Германии, Исландии, Намибии, они соединяли перформанс, театр и инсталляцию, а еще в них неизменно присутствовала сцена с вращающейся каруселью, на которую проецировались фрагменты из фильмов Шлингензифа.

В 2011 году нам уже показывали творчество художника: на основной выставке Московской биеннале современного искусства нужны было пройти по его Стальному пути, заглядывая в глазки металлических шкафов-раздевалок, чтобы увидеть фрагменты его же фильмов. Теперь московская выставка станет памятью о мечтателе, который ушел из жизни, не успев закончить проект «Церковь страха» для павильона Германии на 54-й Венецианской биеннале, завершенный уже без него и получивший там «Золотого льва».

Галерея на Солянке
Кристоф Шлингензиф

24 ноября – 18 января 2017

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+