18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Внук Альфонса Мухи против вывоза «Славянской эпопеи» в Азию

Наследник художника боится, что путешествие в Китай и Японию может причинить вред 20 монументальным полотнам

Эпопея с эпопеей

Крупная судебная тяжба может развернуться вокруг знаменитой «Славянской эпопеи» Альфонса Мухи — 20 монументальных полотен (высота некоторых превышает 8 м), на которых представлены ключевые события из истории славян. Произведения, над которыми родоначальник ар-нуво работал на протяжении 18 лет и принадлежащие ныне городу Праге, должны отправиться в турне по Азии. Беспокойство выражают не только наследники Мухи, но и реставраторы.

«Славянская эпопея» — один из немногих случаев, когда Муха обратился к живописи на холсте, художник больше знаменит рекламными плакатами и эскизами к ним, ставшими символом Парижа времен Прекрасной эпохи. В 1928 году, на десятую годовщину независимости Чехословакии, Муха преподнес «Славянскую эпопею» Праге совместно со спонсировавшим работу американским филантропом Чарльзом Крейном. При передаче работ было поставлено одно условие: город обязывался построить специальное помещение для постоянного экспонирования цикла. С тех пор прошло уже почти 100 лет, но галерея так и не появилась. Теперь муниципалитет Праги намеревается отправить «Славянскую эпопею» в двухлетнее турне по музеям Азии, которое может быть продлено для показа в Южной Корее и США, — впервые все 20 картин будут экспонироваться вместе за пределами Чешской Республики.

11 апреля внук художника и президент Фонда Мухи Джон Муха подал иск против муниципалитета Праги, чтобы запретить вывоз картин за границу. Он утверждает, что поскольку Прага так и не смогла построить галерею, город не может считаться полноправным собственником «Славянской эпопеи», и работы должны быть возвращены наследникам. Первые судебные слушания намечены на 18 января следующего года.

Отметим, что начиная с 2010 года «Славянская эпопея» экспонируется в Выставочном дворце, бывшем месте проведения промышленных ярмарок в Праге, который, по словам Мухи, «некоторые ведущие реставраторы считают неподходящим для работ такого типа и масштаба». У семьи Мухи есть и личные мотивы для антипатии к Выставочному дворцу: во время Второй мировой войны это место служило для интернирования евреев — в число которых попали и некоторые члены семьи Мухи — перед отправкой в концентрационные лагеря. Турне должно начаться в Японии в Национальном центре искусств Токио (8 марта — 5 июня 2017 г.) и продолжиться в Китае, где работа будет показана в Нанкинском музее (14 июля — 8 октября 2017 г.), Провинциальном музее Гуандуна (ноябрь 2017 г. — январь 2018 г.) и в Провинциальном музее Хуананя в Чанше (февраль — май 2018 г.).

Причины для беспокойства

«Полотна огромны и крайне чувствительны, так как выполнены маслом и темперой на холсте, — отмечает Джон Муха. — В связи с этим любое путешествие может нанести непоправимый ущерб произведениям, в особенности из-за того, что некоторые китайские музеи, в которых будет экспонироваться "Эпопея", никогда не устраивали выставок западных картин такого размера и технической сложности и вряд ли достаточно хорошо подготовлены к работе с подобными произведениями».

Реставратор живописи в Словацкой академии наук Зузана Полакова отметила, что входящие в серию «Эпопея» работы Мухи экспонировались за рубежом всего несколько раз, но всякий раз после этого им требовалась реставрация. Ассоциация сохранения и развития культурного наследия в Чешской Республике также подчеркнула, что после проведенного в 1936 году обследования было рекомендовано никогда больше не вывозить «Эпопею» за границу.

В свою очередь, глава городской галереи Праги, осуществляющей уход за «Славянской эпопеей» и организующей эти выставки, утверждает, что турне не представляет опасности для картин. «Если эти площадки способны обеспечить безопасное экспонирование античного искусства, полотен эпохи Возрождения, классики модернизма и других хрупких работ из различных европейских стран, созданных такими художниками, как Да Винчи, Рафаэль, Тициан, Лоренцо Лотто, Роден, Пикассо, Леже и Дюбюффе, то они в состоянии позаботиться и о произведениях Мухи, пусть и монументальных», — заявила директор галереи Магдалена Юрикова. Она также заверила, что музей работает над тем, чтобы обеспечить адекватные условия транспортировки и экспонирования работ художника.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+