О том, чем китайские родители баловали своих «маленьких императоров», рассказывает выставка традиционной китайской игрушки «В некотором царстве...». Тряпичные тигры, царь обезьян, воздушные змеи и даже восемь бессмертных — всех этих сказочных и фольклорных персонажей, известных в Поднебесной даже самым маленьким, впервые можно своими глазами увидеть в Москве. 815 экспонатов из коллекции пекинского Национального художественного музея показываются в государственном выставочном зале «Новый Манеж» по 12 января 2014 года.
Это первая выставка традиционных китайских игрушек в России. Нечто подобное устраивалось в Белоруссии в 1960-е годы, но ведь тогда был Советский Союз. Гуань Хун, заведующая отделом фольклорного изобразительного искусства Национального художественного музея в Пекине, рассказывает об уникальности события.
Выставка называется «В некотором царстве…». Это типичный зачин русских сказок. Ваши экспонаты тоже сказочные?
Не только. Это персонажи фольклора, народного театра, литературы, пекинской оперы.
Пекинской оперы?
Да, для детей постарше. Игрушка выполняла воспитательную функцию: дети с младых ногтей знакомились с основными культурными сюжетами — так формировались художественные вкусы и пристрастия, переходящие из поколения в поколение. Есть на нашей выставке и развивающие игрушки, головоломки, которые в занимательной форме представляют научные явления и законы природы.
Могла ли игрушка выполнять магическую роль, участвовать в обрядах, ритуалах?
Конечно. Например, своей беременной дочери родители отправляли в подарок волчок на веревочке: считалось, что такая игрушка поможет родить мальчика, сына. А когда малышу исполнялся первый месяц, первые 100 дней, год, близкие родственники дарили ему сшитых своими руками тряпичных тигров, обезьянок, петушков или подушечки в виде лягушек, рыб, черепах. Находясь рядом с ним, они играли роль оберега — защищали ребенка от злых сил, болезней и несчастий. Такие игрушки отличает плотное шитье, выполненное одной иглой и одной нитью без узелков, как символ непрерывности жизни и крепкого здоровья. Молодоженам, например, могли подарить специально расписанного бумажного змея, олицетворяющего супружеское счастье, семейное богатство и благополучие в будущем. Вообще воздушные змеи играют особую роль в китайской культуре. Весной ежегодно проводятся посвященные им фестивали, где дети и взрослые с увлечением предаются этой старинной народной забаве. Считается, что вместе со змеем в небо улетает все плохое, что накопилось за долгую зиму. Есть и игрушки, охранявшие дом от злых духов; обычно они парные, так как располагались по обе стороны от входной двери, часто это были фигурки львов, тигров.
Есть ли различия между игрушками для девочек и мальчиков? Если да, с каких лет они проявляются?
Игрушки для детей до двух лет принципиально не различаются: это погремушки, подушечки в виде птиц и животных. Гдето после трех лет мальчикам дарят солдатиков, воинов, лошадок, которые призваны воспитывать в них мужественность и смелость. Для девочек это обычно тряпичные куклы: они начинают готовиться к будущей роли матери. Вообще, и тогда и сейчас детей очень баловали и балуют. Для нас ребенок — это большая радость, «маленький император» в семье.
В России очень известна дымковская игрушка, ставшая одним из самых узнаваемых народных промыслов. Есть ли подобные самобытные художественные центры в Китае?
Да, например, глиняные фигурки уезда Фэнсян провинции Шаньси: это ярко, контрастно расписанные по белому фону сидящие тигры или львы, отличающиеся характерным глянцевым блеском. В колорите игрушек провинции Хэнань, напротив, преобладает черный цвет — в основном это всадники, причем фигурка человека и лошадь, на которой он сидит, представляют собой единое целое; корпус и ноги животного намеренно вылеплены маленькими и коротки ми, чтобы подчеркнуть силу. А уезд Гаоми в Шаньдуне прославился своими «рычащими» тиграми, это одна из разновидностей звуковых игрушек.
Между городскими и деревенскими игрушками есть разница?
Городские игрушки отличает бо́льшая точ ность в передаче деталей, более изящныеи тонкие формы. В то же время у уездных мастеров выработался свой собственный стиль. Такие вот уникальные, вручную изготовленные экземпляры, конечно, уже нечасто попадают в руки детям: их покупают в основном для украшения дома. К сожалению, мы столкнулись с общемировой проблемой: с возникновением массового производства народные промыслы стали постепенно исчезать, и наша задача — сохранить эти традиции. Вот почему мы рады, что представилась возможность показать те традиционные китайские игрушки, которые по праву можно считать произведениями искусства.
Автор выражает благодарность Китайскому культурному центру, в частности советнику по культуре Посольства КНР в РФ Чжан Чжунхуа, за помощь в организации интервью с сотрудниками Национального художественного музея и сбор информации.