Этой осенью лондонские русские аукционы еще более ответственные, чем всегда, — дела на внутреннем арт-рынке плохи, и предстоящие торги должны показать, упал ли спрос на все наше искусство или просто коллекционеры предпочитают совершать покупки в более приятном климате.
В конце 1883 года Верещагин отправился в путешествие по Сирии и Палестине, чтобы собрать материал для работы над большим полотном «Распятие на кресте у римлян» (продана на лондонских торгах Christie’s в ноябре 2011 года за £1 721 250). Палестинская серия работ была закончена в Париже в 1884–1885 годах. Именно к ней и относится полотно «Вход в гробницу царей», а также эскиз «Раввин» (продается с оценкой в £40–60 тыс.). Обе участвовали в американском выставочном туре в 1888 году, и их история прекрасно задокументирована.
Это монументальное полотно написано в период становления собственного творческого стиля, который сделает Волкова главным азиатским модернистом. Влияние Михаила Врубеля тут несомненно, также заметно и знакомство с византийскими мозаиками Софийского собора в Киеве. Но уже есть и свое — цвет, несущий символическое значение, который в зрелых работах станет главным героем незамысловатых сцен чаепития.
Ученица Матисса Мария Васильева основала в Париже собственную академию, став добрым духом всех русских художников, живших на Монпарнасе. Ее собственные произведения причудливым образом сочетают влияние кубизма и фовизма с узнаваемыми чертами русского народного творчества. Картина «Ребенок с игрушкой» написана, когда родился сын художницы Пьер — он стал героем многих ее работ. Полотно уже однажды продавалось с торгов (в 2007 году ушло за $800 тыс.).
В этой работе основатель конструктивизма уже двинулся по пути отказа от живописи, который приведет его к «линейке и циркулю», а потом к фотокамере. Это самая значительная работа художника на торгах за последние 30 лет, с времен московского аукциона Sotheby's 1988 года, и самый дорогой лот всех предстоящих торгов русского искусства.
Знаменитые своими киноплакатами братья Стенберги картин написали немного. От 1920 года остались вообще только две: «Подъемный кран» Георгия (Государственный Русский музей) и эта абстрактная композиция с фигуркой Владимира. Обе картины подписаны, на основании чего предполагается, что абстракция, как и «Кран», выставлялась на выставке «Объединения молодых художников» в мае 1920 года.
Эта ранняя работа Олега Целкова и еще 60 других произведений нонконформистов происходят из коллекции, собранной в 1960-х — 1980-х годах Яковом и Кендой Бар-Гера. «Цирк» — типичнейший пример уже найденных художником характерных приемов: глумливые персонажи с редкими зубами, с воткнутыми в них гвоздями и булавками, почти промышленная глянцевая поверхность полотна в сочетании с иллюзией объема. «Лицо, в котором нет ничего от лица Бога» — так описывает Целков своих героев.
В тот сезон молодой художник Шишкин, только вернувшийся на родину после нескольких лет пенсионерской поездки, работал в подмосковном селе Братцево с упоением, писал по несколько натурных этюдов в день. Он переработал их в картину с тем чувством баланса между «облагороженностью», требовавшейся от академической живописи, и реальными приметами среднерусского пейзажа, которое и сделает его великим певцом русского леса.
Опытный и признанный мастер, в конце 1920-х годов Александр Яковлев вдруг изменил своей живописи «документатора и протоколиста» и перешел к другой, более живой и живописной манере. Полотно написано под влиянием восхищавших художника итальянских ландшафтов и помпейских фресок из Неаполитанского музея, оно населено мифологическими персонажами, фигуры которых возникают, иногда неожиданно для зрителя, среди листвы и камней. Работа будет включена в готовящийся каталог-резоне художника.
Это зрелое полотно мастера восточного авангарда, со всеми теми чертами, что сделали автора «Гранатовой чайханы» знаменитым. Здесь можно увидеть насыщенный глубокий цвет (в первую очередь красный), словно светящийся изнутри, приложение опыта кубизма, футуризма к традиционным восточным темам и типам. Картина неоднократно воспроизводилась в печати и участвовала в выставке «Время собирать» в Государственном Русском музее в 2008 году.
Музыка Николая Римского-Корсакова очень многое значила для Рериха, он чувствовал с композитором общность во взгляде на русскую историю — реальную и легендарную. Почти половина театральных постановок, которые оформлял художник, — это оперы Римского-Корсакова. А любимейшей была «Садко», Рерих работал над декорациями и костюмами к ней неоднократно. Инициатором постановки 1920 года в Ковент-Гардене был английский импресарио Томас Бичем. Художник начал работать над ее оформлением, но из-за неожиданного банкротства Бичема постановка не осуществилась. «Теперь эти эскизы разлетелись и никогда не сойдутся вместе», — с сожалением писал Николай Рерих. Выставленная на торги темпера довольно большого размера с изображением новгородских палат Садко обладает всеми качествами станкового произведения.