18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Спонсоры: за и против

№48
Материал из газеты

Из-за урезания государственного финансирования музеи стремятся заручиться поддержкой богатых покровителей. Иначе взять денег неоткуда

Этой осенью директор лондонского музея Тейт Модерн Фрэнсис Моррис организовала выставку послевоенного европейского и азиатского искусства в Коллекции Джорджа Эконому, частном афинском музее, названном в честь основателя — греческого судовладельца. В нынешнем году здесь также показали проект, посвященный минимализму, автором которого выступил Марк Годфри, куратор Тейт. Выставки в Афинах состоялись вслед за щедрыми пожертвованиями греческого магната, одного из попечителей Фонда Тейт — совета музея, занимающегося и фандрайзингом. В Тейт отказались назвать сумму, принятую от Эконому. Однако ее хватило на целый зал в новом крыле Тейт Модерн.

Эта дружба одного из ведущих мировых музеев с богатым покровителем — пример усиления связей между госучреждениями и миллиардерами в эпоху скудного бюджетного финансирования. Многие состоятельные коллекционеры открывают собственные галереи и обращаются к кураторам и директорам государственных музеев с просьбой организовать для них выставки. «Раньше между частными интересами и общественными целями пролегала пропасть, а теперь над нею возведены мосты, — объясняет компетентный источник из музейной среды. — Сегодня музеи работают  иначе».

Моррис не единственный директор, которого попросили организовать выставку для щедрого мецената. В 2011 году Ивона Блазвик, руководитель лондонской галереи Whitechapel, заключила трехлетний контракт с англо-канадской семьей Уэстон. В обмен на финансовую поддержку выставок Whitechapel Блазвик занималась выставками в художественной галерее Уэстонов в Виндзоре, неподалеку от Орландо во Флориде.

Майкл Гован, директор Художественного музея округа Лос-Анджелес (LACMA), сдружился с французским магнатом, крупнейшим производителем предметов роскоши Франсуа Пино, когда они сообща боролись за инсталляцию Брюса Наумана «Для начинающих» (2010). Пино купил работу в 2011 году и передал ее LACMA. Через два года Гован стал одним из кураторов выставки японской группы «Моно-ха» и итальянского движения arte povera в Центре современного искусства «Пунта делла Догана» — частном музее Пино в Венеции. «У нас совпадают художественные вкусы, поэтому он предложил мне выстроить диалог со своим собранием, что привело к плодотворному сотрудничеству», — заявил Гован.

«Финансирование музеев корпорациями нередко осуждается, например проходили даже демонстрации против сотрудничества ВР и Тейт. Общественность не хочет, чтобы музеи жили за счет сигаретных или нефтяных денег. Но кто же тогда будет их финансировать?» — вопрошает бельгийский коллекционер Ален Серве. «Ключевой вопрос состоит в том, — отмечает Николас Каллинан, директор Национальной портретной галереи в Лондоне, — каким образом музей переходит эту опасную грань: объявляет ли он об этом открыто и делает ли это в интересах посетителей, сотрудников и попечителей?» Связываясь с частными коллекционерами, музеи забывают о своей высокой миссии, предостерегает Адриан Эллис, директор консалтингового агентства по вопросам искусства AEA Consulting. «Музеи поддерживаются государством либо прямым финансированием, как в Европе, либо налоговыми льготами, как в Соединенных Штатах. Если же выгоду при этом получают коллекционеры, то получается, что деньги забирают у бедных и отдают богатым».

Коллекция Джорджа Эконому, говорит ее директор Скарлет Сматана, — «некоммерческое выставочное пространство, открытое для всех желающих, где проводятся выставки, способствующие развитию международного диалога». Приглашенные кураторы, по ее словам, делятся своим опытом и предлагают различные точки зрения на собрание. При этом Сматана отказалась ответить на вопрос, продавала ли Коллекция Джорджа Эконому произведения искусства из своего собрания, как нередко поступают частные коллекционеры, стремясь заработать на «знаке качества», полученном от уважаемого государственного музея.

Пресс-секретарь Тейт отметила, что пожертвование Эконому сделано в 2011 году, задолго до того, как Моррис предложили организовать выставку в Афинах и она стала директором Тейт Модерн. Кроме того, кураторов Тейт часто зовут поработать вне стен музея.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+