Этой осенью директор лондонского музея Тейт Модерн Фрэнсис Моррис организовала выставку послевоенного европейского и азиатского искусства в Коллекции Джорджа Эконому, частном афинском музее, названном в честь основателя — греческого судовладельца. В нынешнем году здесь также показали проект, посвященный минимализму, автором которого выступил Марк Годфри, куратор Тейт. Выставки в Афинах состоялись вслед за щедрыми пожертвованиями греческого магната, одного из попечителей Фонда Тейт — совета музея, занимающегося и фандрайзингом. В Тейт отказались назвать сумму, принятую от Эконому. Однако ее хватило на целый зал в новом крыле Тейт Модерн.
Эта дружба одного из ведущих мировых музеев с богатым покровителем — пример усиления связей между госучреждениями и миллиардерами в эпоху скудного бюджетного финансирования. Многие состоятельные коллекционеры открывают собственные галереи и обращаются к кураторам и директорам государственных музеев с просьбой организовать для них выставки. «Раньше между частными интересами и общественными целями пролегала пропасть, а теперь над нею возведены мосты, — объясняет компетентный источник из музейной среды. — Сегодня музеи работают иначе».
Моррис не единственный директор, которого попросили организовать выставку для щедрого мецената. В 2011 году Ивона Блазвик, руководитель лондонской галереи Whitechapel, заключила трехлетний контракт с англо-канадской семьей Уэстон. В обмен на финансовую поддержку выставок Whitechapel Блазвик занималась выставками в художественной галерее Уэстонов в Виндзоре, неподалеку от Орландо во Флориде.
Майкл Гован, директор Художественного музея округа Лос-Анджелес (LACMA), сдружился с французским магнатом, крупнейшим производителем предметов роскоши Франсуа Пино, когда они сообща боролись за инсталляцию Брюса Наумана «Для начинающих» (2010). Пино купил работу в 2011 году и передал ее LACMA. Через два года Гован стал одним из кураторов выставки японской группы «Моно-ха» и итальянского движения arte povera в Центре современного искусства «Пунта делла Догана» — частном музее Пино в Венеции. «У нас совпадают художественные вкусы, поэтому он предложил мне выстроить диалог со своим собранием, что привело к плодотворному сотрудничеству», — заявил Гован.
«Финансирование музеев корпорациями нередко осуждается, например проходили даже демонстрации против сотрудничества ВР и Тейт. Общественность не хочет, чтобы музеи жили за счет сигаретных или нефтяных денег. Но кто же тогда будет их финансировать?» — вопрошает бельгийский коллекционер Ален Серве. «Ключевой вопрос состоит в том, — отмечает Николас Каллинан, директор Национальной портретной галереи в Лондоне, — каким образом музей переходит эту опасную грань: объявляет ли он об этом открыто и делает ли это в интересах посетителей, сотрудников и попечителей?» Связываясь с частными коллекционерами, музеи забывают о своей высокой миссии, предостерегает Адриан Эллис, директор консалтингового агентства по вопросам искусства AEA Consulting. «Музеи поддерживаются государством либо прямым финансированием, как в Европе, либо налоговыми льготами, как в Соединенных Штатах. Если же выгоду при этом получают коллекционеры, то получается, что деньги забирают у бедных и отдают богатым».
Коллекция Джорджа Эконому, говорит ее директор Скарлет Сматана, — «некоммерческое выставочное пространство, открытое для всех желающих, где проводятся выставки, способствующие развитию международного диалога». Приглашенные кураторы, по ее словам, делятся своим опытом и предлагают различные точки зрения на собрание. При этом Сматана отказалась ответить на вопрос, продавала ли Коллекция Джорджа Эконому произведения искусства из своего собрания, как нередко поступают частные коллекционеры, стремясь заработать на «знаке качества», полученном от уважаемого государственного музея.
Пресс-секретарь Тейт отметила, что пожертвование Эконому сделано в 2011 году, задолго до того, как Моррис предложили организовать выставку в Афинах и она стала директором Тейт Модерн. Кроме того, кураторов Тейт часто зовут поработать вне стен музея.