В Париже объявили о смене руководства в Национальном синдикате антикваров (SNA), который является организатором ежегодной La Biennale Paris — именно так с 2017 года будет называться главная антикварная ярмарка Франции, более полувека известная как La Biennale des Antiquaires. Президентом SNA стал известный парижский маршан Матиас Ари Жан, президентом биеннале — американский миллиардер, медиамагнат и коллекционер Кристофер Форбс.
Во вторник правление французского Национального синдиката антикваров (SNA) проголосовало за смену руководства. Большинством голосов президентом профсоюза был выбран Матиас Ари Жан — специалист по французской и европейской живописи конца XIX — начала XX века, главным образом по художникам-ориенталистам и belle époque, а также казначей национального синдиката до конца текущего года. Именно ему предстоит заниматься организацией Парижской биеннале, которая пройдет с 12 по 18 сентября 2017 года в Гран-пале.
«Хотел бы подчеркнуть, что моя кандидатура и выбор меня на пост президента SNA — это ни в коем случае не оппозиция, а продолжение вектора, заданного в ходе прошлого заседания совета правления синдиката. Новое руководство намерено работать в том же направлении, а именно обновить биеннале, чтобы она вновь обрела престижность и привлекательность», — заявил Матиас Ари Жан корреспонденту The Art Newspaper Russia в Париже.
Напомним, что работа по обновлению одной из старейших и крупнейших ярмарок искусства в мире ведется уже несколько лет. Началась она летом 2014 года, буквально накануне открытия биеннале, с громкой отставки с поста главы синдиката Кристиана Дейдье. Междоусобицы узкого и очень закрытого мира французских антикваров получили общественную огласку, что не лучшим образом отразилось на репутации парижской ярмарки, и без того переживающей сложные времена. В октябре 2014 года правление SNA проголосовало за Доминика Шевалье, на которого была возложена ответственность за реформы и подготовку обновленного выпуска биеннале 2016 года.
Господин Шевалье взялся восстанавливать престиж профессии антиквара. Для этого он разыграл музейную карту — президентом биеннале пригласил бывшего директора музея Орсе и Лувра, влиятельнейшего французского чиновника Анри Луаретта. Укрепил стенды маршанов в Гран-пале выставками, в том числе и из Эрмитажа. И главное, рассорился с ювелирами с Вандомской площади, угодив таким образом антикварам, — на биеннале вернулись многие серьезные дилеры, не желавшие быть только лишь красивыми декорациями для ювелирных стендов. Прошедшую биеннале все хвалили, однако результаты, похоже, оказались все же не настолько прекрасными. Посещаемость упала едва ли не в три раза — клиенты ювелирных домов в этом году бежали прямиком на Вандомскую площадь. Не приехали и американские коллекционеры, а они в Париже по-прежнему главные покупатели.
В этом контексте назначение Матиаса Ари Жана — человека молодого и отлично разбирающегося в функционировании арт-рынка и к тому же казначея Синдиката антикваров — похоже, призвано вернуть биеннале не только престиж, но и деньги. Если господин Шевалье наотрез отказывался идти на уступки ювелирным грандам, которые требовали себе выставочные площади, в разы превышающие стенды антикваров, то Ари Жан высказывается на эту тему куда аккуратнее: «Биеннале и haute joaillerie связывает долгая история. Наши двери всегда открыты для ювелиров. Мы продолжим диалог, чтобы найти сбалансированное решение».
Приманкой же для американцев должен стать Кристофер Форбс, которому французские антиквары предложили стать президентом La Biennale Paris 2017 года. По словам Ари Жана, его кандидатура была вполне закономерна: «Кристофер Форбс — крупнейший коллекционер, большой поклонник Парижа и Франции. Разве можно желать лучшего посла для биеннале?!».