18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Первые шопоголики появились в Великобритании. Вместе с классом лавочников

XVIII век стал для Великобритании временем зарождения и быстрой стабилизации социальной системы, которая оставалась неизменной на протяжении последующих 250 лет. На самом верху находились король, его семья и окружение, которые в результате революции 1688 года, когда был свергнут Яков II Стюарт, теперь обладали меньшей властью, чем европейские короли. На следующей ступени иерархической лестницы располагался влиятельный класс спаянных родственными связями богачей, владеющих обширными поместьями и схожими вкусами. Рабочий класс (слуги, батраки и мелкие городские служащие) занимали третью ступень в иерархии, разделяя ее с низшими слоями общества: нищими, безработными и проститутками. Промежуточное же положение между плутократией и беднотой занял относительно зажиточный средний класс, появившийся в результате того, что Великобритания неожиданно стала экономически мощной супердержавой. Состоящий из средних землевладельцев и священников с одной стороны и мелких торговцев с другой, этот класс стал новым явлением для страны. И хотя границы между классами были четко размечены, их легко можно было пересечь, о чем свидетельствуют английские романы XIX века, в частности Сэмюэла Ричардсона и Джейн Остин. Именно зарождению этого среднего класса посвящена выставка в Британской библиотеке, приуроченная к 300-летию восхождения на престол Георга I и началу 187-летнего правления Ганноверской династии, сделавшей Великобританию нацией лавочников. История этого важнейшего перелома в британском обществе рассказана 200 экспонатами: книгами, афишами, картинами, мебелью, предметами декоративно-прикладного искусства. Выставка разделена на три секции. Вкус и воспитание, выработанные аристократией, имели первостепенное значение и для буржуазии. Первая часть экспозиции посвящена искусству чаепития, музицированию, играм и чтению, считавшимся признаками изысканности. Еще одним популярным способом времяпрепровождения в XVIII веке стало хождение по магазинам, заполненным предметами роскоши иностранного происхождения. Второй раздел посвящен моде того времени, как еще одного важного признака благосостояния нуворишей.

Тема досуга для среднего класса тоже была не на последнем месте, поэтому театру, маскарадам, паркам, спорту, танцам, музеям, туризму и морскому отдыху, популярным у среднего класса, посвящена отдельная часть экспозиции. Филантропические начинания также имели место. Тогда же зародилась благотворительность: строились, в частности, приюты для сирот и бездомных из низших слоев общества. «Мы рады, что смогли обратиться к этим темам, ведь они проливают свет на повседневную жизнь людей в очень важный период истории страны, — говорит куратор выставки Мойра Гофф. — Параллели, возникающие между Британией эпохи Георга и современной, просто поразительны».

Британская библиотека
Эпоха Георга. Повседневная жизнь британцев

Лондон
До 11 марта 2014 года

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+