18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Первые шопоголики появились в Великобритании. Вместе с классом лавочников

XVIII век стал для Великобритании временем зарождения и быстрой стабилизации социальной системы, которая оставалась неизменной на протяжении последующих 250 лет. На самом верху находились король, его семья и окружение, которые в результате революции 1688 года, когда был свергнут Яков II Стюарт, теперь обладали меньшей властью, чем европейские короли. На следующей ступени иерархической лестницы располагался влиятельный класс спаянных родственными связями богачей, владеющих обширными поместьями и схожими вкусами. Рабочий класс (слуги, батраки и мелкие городские служащие) занимали третью ступень в иерархии, разделяя ее с низшими слоями общества: нищими, безработными и проститутками. Промежуточное же положение между плутократией и беднотой занял относительно зажиточный средний класс, появившийся в результате того, что Великобритания неожиданно стала экономически мощной супердержавой. Состоящий из средних землевладельцев и священников с одной стороны и мелких торговцев с другой, этот класс стал новым явлением для страны. И хотя границы между классами были четко размечены, их легко можно было пересечь, о чем свидетельствуют английские романы XIX века, в частности Сэмюэла Ричардсона и Джейн Остин. Именно зарождению этого среднего класса посвящена выставка в Британской библиотеке, приуроченная к 300-летию восхождения на престол Георга I и началу 187-летнего правления Ганноверской династии, сделавшей Великобританию нацией лавочников. История этого важнейшего перелома в британском обществе рассказана 200 экспонатами: книгами, афишами, картинами, мебелью, предметами декоративно-прикладного искусства. Выставка разделена на три секции. Вкус и воспитание, выработанные аристократией, имели первостепенное значение и для буржуазии. Первая часть экспозиции посвящена искусству чаепития, музицированию, играм и чтению, считавшимся признаками изысканности. Еще одним популярным способом времяпрепровождения в XVIII веке стало хождение по магазинам, заполненным предметами роскоши иностранного происхождения. Второй раздел посвящен моде того времени, как еще одного важного признака благосостояния нуворишей.

Тема досуга для среднего класса тоже была не на последнем месте, поэтому театру, маскарадам, паркам, спорту, танцам, музеям, туризму и морскому отдыху, популярным у среднего класса, посвящена отдельная часть экспозиции. Филантропические начинания также имели место. Тогда же зародилась благотворительность: строились, в частности, приюты для сирот и бездомных из низших слоев общества. «Мы рады, что смогли обратиться к этим темам, ведь они проливают свет на повседневную жизнь людей в очень важный период истории страны, — говорит куратор выставки Мойра Гофф. — Параллели, возникающие между Британией эпохи Георга и современной, просто поразительны».

Британская библиотека
Эпоха Георга. Повседневная жизнь британцев

Лондон
До 11 марта 2014 года

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+