18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Первые шопоголики появились в Великобритании. Вместе с классом лавочников

XVIII век стал для Великобритании временем зарождения и быстрой стабилизации социальной системы, которая оставалась неизменной на протяжении последующих 250 лет. На самом верху находились король, его семья и окружение, которые в результате революции 1688 года, когда был свергнут Яков II Стюарт, теперь обладали меньшей властью, чем европейские короли. На следующей ступени иерархической лестницы располагался влиятельный класс спаянных родственными связями богачей, владеющих обширными поместьями и схожими вкусами. Рабочий класс (слуги, батраки и мелкие городские служащие) занимали третью ступень в иерархии, разделяя ее с низшими слоями общества: нищими, безработными и проститутками. Промежуточное же положение между плутократией и беднотой занял относительно зажиточный средний класс, появившийся в результате того, что Великобритания неожиданно стала экономически мощной супердержавой. Состоящий из средних землевладельцев и священников с одной стороны и мелких торговцев с другой, этот класс стал новым явлением для страны. И хотя границы между классами были четко размечены, их легко можно было пересечь, о чем свидетельствуют английские романы XIX века, в частности Сэмюэла Ричардсона и Джейн Остин. Именно зарождению этого среднего класса посвящена выставка в Британской библиотеке, приуроченная к 300-летию восхождения на престол Георга I и началу 187-летнего правления Ганноверской династии, сделавшей Великобританию нацией лавочников. История этого важнейшего перелома в британском обществе рассказана 200 экспонатами: книгами, афишами, картинами, мебелью, предметами декоративно-прикладного искусства. Выставка разделена на три секции. Вкус и воспитание, выработанные аристократией, имели первостепенное значение и для буржуазии. Первая часть экспозиции посвящена искусству чаепития, музицированию, играм и чтению, считавшимся признаками изысканности. Еще одним популярным способом времяпрепровождения в XVIII веке стало хождение по магазинам, заполненным предметами роскоши иностранного происхождения. Второй раздел посвящен моде того времени, как еще одного важного признака благосостояния нуворишей.

Тема досуга для среднего класса тоже была не на последнем месте, поэтому театру, маскарадам, паркам, спорту, танцам, музеям, туризму и морскому отдыху, популярным у среднего класса, посвящена отдельная часть экспозиции. Филантропические начинания также имели место. Тогда же зародилась благотворительность: строились, в частности, приюты для сирот и бездомных из низших слоев общества. «Мы рады, что смогли обратиться к этим темам, ведь они проливают свет на повседневную жизнь людей в очень важный период истории страны, — говорит куратор выставки Мойра Гофф. — Параллели, возникающие между Британией эпохи Георга и современной, просто поразительны».

Британская библиотека
Эпоха Георга. Повседневная жизнь британцев

Лондон
До 11 марта 2014 года

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+