Ежегодная премия The Art Newspaper Russia за достижения в области искусства учреждена в 2012 году. Награда, лауреатов которой определяет коллегиально редакция, вручается по пяти номинациям: «Выставка года», «Музей года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад». Второго февраля 2017 года в Центральном Манеже в Москве состоится пятая, юбилейная церемония вручения премии.
«Артмоссфера». Международная биеннале уличного искусства. Творческое объединение Артмоссфера в МВО «Манеж»
Всего десять дней в московском Манеже был весь цвет стрит-арта — больше полусотни авторов со всего мира. Провести у стен Кремля большую коллективную выставку художников, расписывающих стены, и обозначить главную тему как «Невидимая стена» — вполне радикальный жест. Для стритартистов, в особенности отечественных, остается актуальным опыт русского революционного авангарда, что понятно по работам Дмитрия Аске или Виталия Sy. Интернациональная команда кураторов и творческое объединение Артмоссфера смогли сделать одну из самых эффектных экспозиций года.
«До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев». Еврейский музей и центр толерантности
Эта выставка — экспозиционный итог многолетнего исследования Андрея Сарабьянова, который изучал деятельность отдела ИЗО Наркомпроса, возникшего в 1918 году для популяризации революционного искусства. В инсталляции было собрано больше 100 работ художников различных направлений из музейных собраний 19 российских городов. Многие произведения в региональных коллекциях были впервые атрибутированы Сарабьяновым и специально отреставрированы к выставке. Собранные вместе, они дают представление о бурной художественной жизни первых лет советской власти — теперь взглянуть на нее можно с безопасной исторической дистанции.
«Пиранези. До и после. Италия — Россия. XVIII–XXI века». Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Русское пиранезианство — бесконечная тема, которую полно и эффектно раскрыла международная команда во главе с куратором Федерикой Росси. За советский раздел отвечал ректор Академии художеств Семен Михайловский, над выставкой работали кураторы Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Марина Майская, Александра Данилова и Юлия Меренкова. От мецената и ректора Академии художеств Ивана Шувалова, благодаря которому увидел свет альбом Пиранези «Вазы и канделябры», до наших современников — представителей «бумажной архитектуры» и живописца Валерия Кошлякова. Из петербургского Музея Академии художеств прибыли пробковые модели римских зданий работы Антонио Кики, из Центрального института графики (Римская калькография) — гравировальные доски «Тюрем», из Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева — проекты Ивана Леонидова. Все вместе объединил выставочный дизайн Алексея Подкидышева.
«Шедевры нового искусства. Коллекция Сергея Щукина». Фонд Louis Vuitton
В Париже смогли сделать то, что уже много лет не удается двум отечественным музеям: в музее Фонда Louis Vuitton соединили хранящиеся в Эрмитаже и ГМИИ им. А.С.Пушкина части знаменитой коллекции французских модернистов Сергея Щукина, показав ее так, как должны преподноситься вещи, за 100 лет приобретшие статус абсолютных шедевров — Поль Гоген, Анри Матисс, Поль Сезанн, Пабло Пикассо. Выставка рассказывает о том, как между Западом и Востоком перемещаются люди, произведения, творческие идеи: московский купец едет в Париж и знакомится с новым искусством; заказанные им работы прибывают в Москву; Сергей Щукин эмигрирует, его коллекция национализирована и разделена. Благодаря Щукину русские знакомились с западным искусством, и парижская выставка возвращает работы французских художников во Францию, дополнив и обогатив их русским авангардом (из собраний ГТГ и других музеев). Трудная фамилия «Щукин», можно надеяться, станет теперь более привычной французскому уху — в этом заслуга многих, но прежде всего коллекционера, владельца Фонда Louis Vuitton Бернара Арно, внука Щукина Андре-Марка Делок-Фурко, куратора Анны Бальдассари.
«Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана». Государственная Третьяковская галерея
«Москва — третий Рим. Третьяковская галерея точно так же представляет национальное искусство, как Пинакотека — римское», — заявляет куратор выставки Аркадий Ипполитов. Одно из богатейших в мире художественных собраний, Музеи Ватикана прислали на выставку 42 произведения, от Джотто до Никола Пуссена. Исключая «Положение во гроб» Караваджо, которое в 2011 году побывало в ГМИИ, большинство прибывших работ никогда не видели в России. Произведения, первоначально находившиеся в церковных интерьерах и только последние пару сотен лет — в музейных залах, получают в Третьяковской галерее еще один, новый для них контекст. Не менее важно, что выставка продолжает серию обменных проектов с ведущими музеями мира, инициированную директором ГТГ Зельфирой Трегуловой: весной 2016 года Третьяковка менялась портретами с Национальной галереей в Лондоне, а в следующем году шедевры русского религиозного искусства отправятся в Ватикан.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Выдержав натиск народной любви на выставках Валентина Серова и Ивана Айвазовского, Третьяковская галерея под руководством Зельфиры Трегуловой неуклонно превращается не просто в лидирующий музей национального искусства, но в место показа всего самого главного и интересного — от коллекции неофициального искусства Леонида Талочкина (экспозиция «Перезагрузка: 1960–2000») и выставки-квеста Леонида Сокова до шедевров ватиканской Пинакотеки. Впереди — выставка, посвященная оттепели, 1960-м годам.
Институт русского реалистического искусства, Москва
Приобретший за последние годы известность прежде всего большими экспортными выставками «Советский спорт» и «Россия в пути», частный музей, основанный в 2011 году коллекционером Алексеем Ананьевым, предпринимает в 2016 году новый старт с обновленной экспозицией. Задача музея — предложить зрителям новый взгляд на традицию реализма. В 2016 году здесь прошла международная научная конференция «Россия — Италия: "реализмы" в искусстве и культуре ХХ века». Именно ИРРИ заново открыл публике творчество Гелия Коржева своей выставкой «Библия глазами соцреалиста», а в 2016 году поддержал ретроспективу мастера в Третьяковской галерее. ИРРИ участвует и в открывающемся в феврале межмузейном проекте «Оттепель». Новая экспозиция музея демонстрирует не только выдающиеся образцы советского искусства из коллекции: Александра Дейнеку, Аркадия Пластова, Виктора Попкова и многих других, но и современный музейный дизайн.
Московский музей современного искусства, Москва
Современность на наших глазах превращается в историю, и за последние годы ММОМА преуспел в сложном деле музеефикации актуальных художественных практик, особенно важном в том, что касается отечественной сцены. На своих площадках он способен вдохнуть жизнь в венский акционизм и объяснить пафос новых медиа («Петер Вайбель. Techne_революция»), представить как состоявшуюся ценность молодое искусство («Прокрастинация»), промыть зрительскую оптику («Вертограды Михаила Шварцмана»), познакомить с ведущими современными зарубежными мастерами («Стефан Балкенхол»).
Музей русского импрессионизма, Москва
Около 100 работ из обширного собрания предпринимателя Бориса Минца, выделенные по стилистическим признакам, составили основу частного музея, открывшегося весной 2016 года на бывшей территории кондитерской фабрики «Большевик». Архитектурное бюро John McAslan+Partners превратило складское здание в безупречное современное выставочное пространство. Музей открылся выставкой малоизвестного в России Арнольда Лаховского, а уже в сентябре все его площади были отданы под грандиозную живописную инсталляцию Валерия Кошлякова — по мнению хозяина музея, «современного постимпрессиониста».
Приморский государственный объединенный музей им. В.К.Арсеньева, Владивосток
Музей, чья коллекция насчитывает более 400 тыс. подлинников, является одним из важных центров местной культурной жизни и делает все, чтобы оправдывать возложенную на него миссию: активно наращивает посещаемость, развивает инклюзивные программы, работает с детьми, уделяет внимание маркетингу. В результате в рейтинге TANR по итогам 2015 года он стал самым посещаемым региональным музеем России.
Авангардная музеология / Под ред. А. Жиляева. М.: VAC-press, 2015.
Художник Арсений Жиляев выступил архивистом и собрал под одной обложкой документы и тексты первой половины ХХ века, авторы которых планировали, как на месте традиционного музея создать нечто совершенно новое. Жиляев, который во многом построил свою карьеру на институциональной критике, в этой книге стремится дать примеры для подражания в области музейного строительства — таким становится прежде всего «Опытная комплексная марксистская экспозиция», устроенная в Третьяковской галерее Алексеем Федоровым-Давыдовым в 1931 году. Неудивительно, что книгу выпустил фонд, который заявил о грядущем создании в Москве нового музейного пространства.
Анатомия смеха. Английская карикатура XVIII — первой трети XIX века / Автор-сост. В. Успенский. М.: Арт-Волхонка, 2016.
Россомахин А., Успенский В., Хрусталев Д. Имперский шаг Екатерины: Россия в английской карикатуре XVIII века. СПб.: Арка, 2015.
Россомахин А., Успенский В., Хрусталев Д. Медведи, казаки и русский мороз: Россия в английской карикатуре до и после 1812 года. СПб.: Арка, 2016.
Сразу три книги, посвященные английской карикатуре, объединяет имя сотрудника отдела гравюр Государственного Эрмитажа, куратора Василия Успенского, одного из авторов выставки «Анатомия смеха» в Государственном музее-заповеднике «Царицыно». Им предпринят успешный опыт прочтения графических листов из собрания Российского государственного архива социально-политической истории, в результате которых вскрываются головокружительные политические интриги и авантюрные сюжеты, актуальные до наших дней. По справедливому утверждению Успенского, «английские карикатуры были ранней формой массмедиа, предшественниками не только всех прочих европейских карикатур, но и современных телевизионных и онлайн-СМИ».
Броновицкая А., Малинин Н. Москва. Архитектура советского модернизма 1955–1991: Путеводитель. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2016.
Исследовательский Институт модернизма, который возглавляет Анна Броновицкая, вступил в борьбу за сохранение и популяризацию архитектуры периода оттепели. В обзоре более 80 зданий и сооружений модернистской Москвы 1960–1970-х годов Броновицкая с соавтором Николаем Малининым смогли разглядеть, что эта архитектура «была изобретательной, полной энергии и радости нового, иногда наивной, иногда театральной или пафосной, а порой неожиданно деликатной». Эстетское издание, чей книжный блок с серо-голубым обрезом повторяет пропорции модернистского дома-пластины, проиллюстрировано современными фотографиями, сделанными Юрием Пальминым.
Шабанов А. Передвижники: между коммерческим товариществом и художественным движением. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015.
Социальная история искусства, систематически приложенная не просто к русскому искусству, но к главной составляющей части эстетической идентичности российского общества — работам и деятельности передвижников. Петербургский искусствовед Андрей Шабанов переработал в книгу свою диссертацию о Товариществе передвижных художественных выставок, защищенную в лондонском Институте Курто. С дотошностью детектива проанализированы групповые фотографии передвижников, маршруты выставок, критические отзывы, и в результате «рассмотренная в непосредственном контексте авторитарной царской России фактическая история передвижников оказывается куда менее романтичной, но не менее занимательной».
Кузьма Петров-Водкин и его школа (1920–1930-е). М.: Галеев-галерея, 2015.
Круг учеников и последователей, сложившийся за почти 30-летнюю преподавательскую карьеру Кузьмы Петрова-Водкина, становится значимым фактом русского искусства: ему посвящены две большие экспозиции в Москве и Петербурге и каталог-исследование, вышедший к выставке в галерее Ильдара Галеева. Фигуративная живопись, на пороге 1930-х годов представленная учениками Петрова-Водкина, сейчас видится неиспользованным шансом для всего русского искусства после авангарда. Двухтомник, оформленный в красном, синем и желтом цвете в духе знаменитой «трехцветки» — основы метода Петрова-Водкина, открывает множество неизвестных прежде имен и деталей биографий художников.
Арсенал в Царском Селе. Начало XIX века
Градостроительная доминанта Александровского парка, неоготический павильон Арсенала был построен по проекту Адама Менеласа в 1817–1834 годах. Он предназначался для хранения оружия, собирателем которого был император Николай I, чья коллекция насчитывала более 2 тыс. предметов и впоследствии составила часть экспозиции Рыцарского зала Эрмитажа. Во время Великой Отечественной войны Арсенал лишился крыши и интерьеров и к началу реставрации осенью 2014 года находился в критическом состоянии. Кирпичный купол сложной конфигурации стал одним из самых трудных этапов реставрационных работ, проведенных по проекту института «Спецпроектреставрация». Купольный зал Рыцарей и четыре капеллы — Турецкая, Албанская, Мавританская и Русская — образуют эффектное пространство второго этажа. Интерьер был воссоздан по акварелям Алоизия Рокштуля, и теперь окружность купола снова украшают геральдические щиты с гербами российских губерний.
Рогир ван дер Вейден. «Святой Лука, рисующий Мадонну». XV век
Этот шедевр знаменитого нидерландского мастера XV века существует в четырех авторских повторениях: помимо Государственного Эрмитажа, «Святой Лука» есть в Бостоне, Мюнхене и Брюгге. До прошлого года вещь из эрмитажного собрания не могла претендовать на звание лучшей в этой четверке: две приобретенные по отдельности деревянные панели, левая и правая части, были неудачно соединены в середине XIX века. Только теперь из Реставрационно-хранительского центра Эрмитажа «Старая Деревня», где работа побывала в руках реставратора Валерия Бровкина, ван дер Вейден вышел посвежевшим — вернулись яркость красок и мало различимые прежде детали (на заднем плане разыгрываются сценки из городской жизни, капля молока сочится из груди Богоматери).
Василий Маслов. Настенная живопись в доме Стройбюро в Королеве. 1930–1931 годы
Разрушенный в конце 2013 года дом Стройбюро в подмосковном городе Королев — главное здание Болшевской трудовой коммуны. В 1930–1931 годах художником-коммунаром Василием Масловым здесь были выполнены агитационные росписи, которые позже скрылись под слоями штукатурки и обоев. В комнатах уже идущего под снос дома были обнаружены два панно, и одно из них было экстренно снято со стены реставраторами Константином Масловым и Филиппом Гузановым. Больше двух лет заняла работа у студентов дипломного курса кафедры реставрации монументально-декоративной живописи Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова. Результат, показанный на выставке в ГосНИИР, произвел сенсацию. Культурно-историческое значение найденных фресок Маслова не уступает сбитым росписям Диего Риверы в Рокфеллеровском центре в Нью-Йорке, тем более что в России примеров подобного революционного искусства практически не сохранилось: фрески были разрушены или закрашены, авторы репрессированы, как был расстрелян и Василий Маслов.
Фрески Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. XII век
Спасо-Преображенская церковь Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря — единственный в Белоруссии памятник XII века, где почти полностью сохранилась фресковая роспись. В начале 1990-х годов были раскрыты росписи алтаря, алтарных столбов и жертвенника. В 2008–2009 годах Владимиром Сарабьяновым и Евгенией Серегиной была разработана методика, которая впервые в реставрационной практике позволила расслоить и сохранить целыми композициями масляную роспись XIX века для дальнейшего музейного экспонирования, оставив на стенах древние росписи. В 2016 году закончился первый этап реставрации — открытия и расслоения фресок реставраторами живописи. Впереди этап архитектурной реставрации.
Фрески церкви Благовещения на Городище в Новгороде. XII век
Летом 2016 года специалистами Института археологии РАН под руководством Владимира Седова были найдены фрагменты фресок начала XII века на месте церкви Благовещения на Городище, второго по древности новгородского храма. Для извлечения фрагментов росписи был использован новый способ скрепления кусочков циклододеканом, и теперь Центр реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника приступает к сборке этого «пазла» под руководством Тамары Анисимовой.
Алексей Ананьев
Председатель совета директоров Промсвязьбанка и коллекционер Алексей Ананьев в 2011 году открыл в здании бывшей Первой ситценабивной фабрики в Москве Институт русского реалистического искусства — частный музей, представляющий национальную реалистическую школу ХХ века. За это время ИРРИ успешно провел две большие международные выставки, показав вещи из своего собрания вместе с работами из государственных музеев: Soviet Art. Soviet Sport на рубеже 2013–2014 годов в Лондоне и «Россия в пути. Самолетом, поездом, автомобилем» в 2015 году в Риме. Алексей Ананьев поддержал первую ретроспективу Гелия Коржева в Государственной Третьяковской галерее в 2016 году. Музей активно развивается и в ноябре представил свою новую постоянную экспозицию.
Борис Минц
Председатель совета директоров О1 group Борис Минц летом 2016 года открыл в принадлежащем ему здании бывшей кондитерской фабрики «Большевик» в Москве Музей русского импрессионизма. После того как мукохранилище было превращено в оснащенный по последним требованиям музей, Борис Минц передал туда около 100 работ из собственной коллекции, которую собирает с 2001 года.
Маргарита Пушкина
Идейный вдохновитель и основатель ярмарки современного искусства Cosmoscow, Маргарита Пушкина приложила немало сил, чтобы вывести ее на высокий профессиональный уровень. Сейчас можно сказать, что эти усилия увенчались успехом: прошедшая в сентябре в московском Гостином Дворе четвертая ярмарка привлекла внимание публики (ее посетило 16 тыс. человек), сплотила приунывших в кризис российских участников арт-рынка, стала интересной для зарубежных галеристов. Маргарита Пушкина, сама коллекционер, хорошо знает, как и чем привлечь потенциальных покупателей. В результате сегодня Cosmoscow — единственное в России и странах СНГ событие международного уровня на рынке современного искусства.
Екатерина и Владимир Семенихины
Коллекционеры русского искусства, основатели некоммерческого фонда «Екатерина» — заметные игроки на поле меценатской деятельности. Публичный выставочный зал фонда в Москве регулярно показывает качественные выставки, а его основатели щедро одарили Центр Помпиду в Париже работами ведущих художников, таких как Эрик Булатов, Борис Орлов (чья работа оказалась на афише выставки «КОЛЛЕКЦИЯ!»), Леонид Соков. Кроме того, Екатерина и Владимир Семенихины исполняют важную миссию по налаживанию культурно-дипломатических контактов между Россией и Монако. Они содействовали открывшейся осенью в Третьяковской галерее выставке «Гримальди и Романовы. Три века истории», в 2015 году показанной в Монако. В Москве выставку открыли на самом высоком уровне — князь Монако Альбер II и президент России Владимир Путин.
Благотворительный фонд Владимира Потанина, Ольга Свиблова и группа дарителей
Впервые в лонг-лист премии включена такая большая группа людей. То, что современное российское искусство вошло в собрание Центра Помпиду в Париже, стало результатом совместных усилий коллекционеров, кураторов и художников. Их грандиозный дар представлен до весны 2017 года на выставке «КОЛЛЕКЦИЯ!». Список авторов впечатляет: лучшее из российского искусства последней четверти прошлого века оказалось в собрании институции, которая открыла собой эпоху новых музеев современного искусства. Все это стало возможным благодаря директору Мультимедиа Арт Музея Ольге Свибловой, но одной ее энергии было бы недостаточно, если бы дарителями не выступили Фонд Владимира Потанина, Музей русского импрессионизма, Екатерина и Владимир Семенихины, Инна Баженова и многие другие, включая более 20 художников и их наследников. Теперь можно не без основания надеяться, что в новых версиях развития мирового искусства конца ХХ века будет и российская часть.