18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Обличья» изменили Шереметевский дворец

В рамках Международного фестиваля искусств «Дягилев P.S.» в Музее музыки — Шереметевском дворце в Санкт-Петербурге открылась выставка «ОбличьЯ»

«ОбличьЯ. Больше, чем реальность» рассказывает об истории художественных трансформаций лица и тела — от первобытных масок до костюмов современных перформеров. Большой проект, собранный молодым куратором Лизаветой Матвеевой, не осуществился бы без участия крупных отечественных музеев. Исторические экспонаты предоставили, в частности, Государственный музей В.В.Маяковского, Государственный Русский музей, Российский этнографический музей. За современность на выставке отвечали собиратели коллекций и архивов недавнего прошлого — от Миши Бастера до Фонда Владислава Мамышева-Монро — и, конечно, художники: впервые в Петербурге широко показываются костюмы Александра Петлюры, а Андрей Бартенев получил в свое распоряжение целый зал.

Архитектурный памятник XVIII века, Шереметевский дворец может похвастать недавно отреставрированными интерьерами, и выставка «ОбличьЯ» — это еще один опыт сосуществования современного искусства и традиционного музея. Экспозиция разместилась в исторической анфиладе залов второго этажа, выдерживая обязательное соседство с предметами эпохи и антикварной мебелью. При этом команда музейных дизайнеров во главе с художником Юрием Сучковым смогла внести в графские покои множество разнообразных предметов искусства, не потревожив обстановку и образовав несколько впечатляющих ассамбляжей. Правда, к примеру, костюмы для карнавального шествия из Закарпатья на фоне парадных портретов екатерининской эпохи выглядят парадоксально.

Смысловым центром проекта предсказуемо стали русский авангард и футуристы с манифестом «Почему мы раскрашиваемся». Работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Иосифа Школьника сопровождают всю экспозицию, а лоскут знаменитой желтой кофты Владимира Маяковского занимает почетное место в отдельной витрине. Целые залы выставки отданы «Поп-механике» Сергея Курехина и сценическим костюмам и видео Владислава Мамышева-Монро, парадную лестницу дворца оккупировала инсталляция Александра Петлюры, а Андрей Бартенев заполнил Оружейный зал своими радостными объектами-каруселями. Эти мобили и стали настоящим оружием современного искусства в его вечно продолжающейся борьбе со старым. В финале экспозиции выставлен концертный пиджак Жанны Агузаровой, который сопровождается текстом с описанием перемещений по миру этой вещи — наимоднейшего в конце 1980-х годов наряда. Ценный артефакт занимает отдельный кабинет, в который закрыт доступ зрителю, и это стало ярким экспозиционным образом, пусть даже появившимся вынужденно: именно так сегодняшний зритель отделен от искусства 1990-х годов и той бурной эпохи, которая уже не доступна для непосредственного переживания.

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
6
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
7
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Несмотря на политические и экономические потрясения, для западного рынка русского искусства 2024 год стал годом рекордов. Однако на фоне бурно развивающегося локального арт-рынка он все еще находится в упадке
19.02.2025
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+