Сегодня утром в Лондоне стартовали традиционные торги русского искусства, начавшись с аукциона Christie’s. Ожидали его с легкой опаской: уж слишком скромной выглядела уменьшившаяся в размерах книжка каталога. Вдобавок прямо накануне сняли с торгов один из очевидных топ-лотов — «Обнаженную. Золотую» Александра Волкова. Картину выставляли наследники художника — может быть, они нашли покупателя до аукциона?
Да и смена аукциониста чуть-чуть разочаровала: вместо артистичного Джеймса Брюса-Гардайна торги вел сдержанный Генри Петтифер.
Тем не менее покупали довольно бодро, в том числе небольшие работы и графику: и чувственных обнаженных Льва Чистовского, и точные рисунки Альберта Бенуа, и драматичные сюрреалистические листы Алексея Ремизова. Один из топ-лотов — полотно Марии Васильевой «Ребенок и игрушка» — не был продан (картина была оценена в £400–600 тыс.). Не достигла резервной цены и «Жатва» Петра Кончаловского (эстимейт £250–350 тыс.). Зато был продан «Вход в царскую гробницу» Василия Верещагина — за £140 тыс.
После окончания первой части торгов Сара Мэнсфилд, директор отдела русского искусства Christie’s в Лондоне, сказала: «В первой части аукциона, посвященного русской живописи, участвовало более 200 человек из 28 стран. Было продано почти 70% лотов, 60% из которых превысили предаукционную оценку. Топ-лотами стали полотно Константина Коровина „Лесной ручей“, которое при оценке в £120–150 тыс. было продано за £317 тыс., пейзаж Ивана Айвазовского „Графская пристань. Севастополь“, который ушел с молотка за £209 тыс. при оценке в £80–120 тыс., и картина Василия Верещагина „Вход в царскую гробницу“, которая была продана за £112,5 тыс. Мы с нетерпением ждем второй части торгов, где будет представлено русское декоративно-прикладное искусство».
Всего живописная часть торгов собрала около £2 млн, что, к сожалению, в разы меньше результатов прежних, докризисных лет.