Празднование своего 20-летия Мультимедиа Арт Музей продолжает выставкой, посвященной легенде советского кино Сергею Эйзенштейну, который предстанет на ней еще и как театральный режиссер, сценограф и художник-график.
В свое время Ролан Барт написал об Эйзенштейне: «Ни один из эпизодов его фильмов в отдельности не скучен, эстетически совершенен каждый, и нет необходимости дожидаться следующего», имея в виду, конечно, ключевой элемент его режиссерской выразительности, конкретнее — искусство монтажа, к которому мало кому из режиссеров удавалось приблизиться впоследствии. Между кадрами Эйзенштейн выискивал диссонансы и гармонию, сталкивал их между собой, экспериментировал с контрапунктом изображения и звука, вовлекая зрителя в «аттракцион» — именно так он называл единицу воздействия искусства на человека, придумав этот термин еще будучи учеником Всеволода Мейерхольда и сценографом, поставившим на сцене Большого театра «Валькирию» своего любимого Рихарда Вагнера.
Именно поэтому на выставке, кроме видеоэпизодов и фотографий со съемок легендарных фильмов «Броненосец „Потемкин“», «Александр Невский», «Иван Грозный», можно познакомиться с фотодокументацией спектаклей, эскизами декораций, а также с костюмами и афишами из собрания Театрального музея им. А.А.Бахрушина. На протяжении всей жизни Эйзенштейн непрерывно рисовал. «Я обвожу контуры зрительных образов, лентой проходящих передо мной», — говорил он о себе, но показать свои рисунки смог лишь однажды, на небольшой выставке в одной американской галерее. О том, как создавались эти дневники действительности — забавные, смешные, нередко провокационные, воплощенные в контурах, в острых линиях, — рассказал в недавней ленте «Эйзенштейн в Гуанахуато» Питер Гринуэй. Теперь зритель увидит эту часть творчества режиссера в большом объеме — от серии «Витражи» 1934 года до поздних шаржей и карикатур. Хронология же из фотографий режиссера, художника и профессора ВГИКа обрамит и замкнет выставку, приуроченную не только к юбилею музея, но и к Году кино в России.