Сегодняшнее искусство может отодвинуть творчество прошлого на задний план в аукционных залах и университетских аудиториях, но на выставках в музейных галереях всего мира старые мастера все еще бьются на равных, даже если им приходится проделывать долгий путь от дома. На вершине нашего международного обзора посещаемости выставок 2012 года оказалась экспозиция голландских старых мастеров, которые начали свое кругосветное путешествие с Японии. Токийский художественный музей «Метрополитен» открылся после косметического ремонта экспозицией картин, предоставленных гаагским музеем Маурицхейс, закрытым для модернизации до 2014 года. Центром притяжения выставки из Маурицхейса, посетившей также город Кобе, стала Девушка с жемчужной сережкой Вермеера, написанная около 1665 года. Этот портрет, а также работы Рембрандта, Халса и Ван Дейка из Королевской картинной галереи в Гааге привлекли на токийскую выставку 10 573 посетителя за один день (этап Кобе завершился в январе; следующая остановка — Сан-Франциско). Показанная в столице Японии 400-летняя история европейского искусства из коллекции петербургского Эрмитажа также не разочаровала кассы Национального центра искусств (5362 посетителя в день).
Совсем другая история развертывалась в ведущих музеях НьюЙорка, Лондона и Парижа, где выставки современного и модернистского искусства доминировали среди лучших экспозиций. Приблизительно 5700 человек в день посещали выставку Синди Шерман, организованную Музеем современного искусства (MoMA).
В Лондоне крупномасштабные работы Дэвида Хокни на холсте и iPad привлекали в Королевскую академию художеств 7512 посетителей в день, а в Париже инсталляция Даниеля Бюрена в Гран-пале для пятой выставки Monumenta собирала 6498 посетителей в день. Выставка Леонардо в Национальной галерее заняла первое место в десятке лучших среди экспозиций, представляющих в Лондоне искусство до ХХ века (3856 человек в день). Чтобы войти в десятку в Париже (и то лишь на девятой строке), луврской экспозиции старого искусства потребовалось появление Святой Анны Леонардо, объявленной его «последним шедевром» (3985 посетителей в день).
Бразильцы известны своей особенной любовью к выставкам, особенно к бесплатным, организованным Культурным центром Банка Бразилии. Выставочные залы банка в Рио-де-Жанейро были переполнены в связи с масштабной экспозицией визуальной истории Амазонки, самой посещаемой выставкой (7928 человек в день), за которой следовала скульптура британского художника Энтони Гормли (6909 человек в день). Когда в Культурном центре Банка Бразилии в Сан-Паулу открылась выставка работ импрессионистов из парижского Музея Орсе, она привлекла без малого 6000 посетителей в день. Эта же выставка в Рио, которая завершилась в январе и потому попадет в обзор только в следующем году, привлекла почти 8000 посетителей в день, подтвердив веру Орсе в Латинскую Америку как в еще одну, в дополнение к Азии, прибыльную туристическую Мекку. Слово «шедевр» вошло в названия 22 выставок из нашего обзора, а за ним часто следовал предлог «из». Кроме Маурицхейса, Орсе и Эрмитажа, в число учреждений, отправивших свои привлекающие огромные толпы зрителей коллекции за границу, вошли Художественный музей Бостона, мадридский Прадо и Национальный музей Пикассо в Париже. Выставки японского искусства из Бостона и Франсиско Гойи из Прадо пользовались популярностью в Токио. Выставка работ Пабло Пикассо из Национального музея Пикассо привлекала толпы посетителей (и доход для парижского музея, ныне закрытого на ремонт) в Торонто и Сиднее с тем же успехом, что и в Сиэтле, Сан-Франциско и Ричмонде в 2011 году.
Как и в предыдущие годы, самая посещаемая выставка в мире не имеет имени известного художника или слова «шедевр» в заголовке. Однако у нее есть другое часто используемое организаторами выставок слово — «сокровища». В Японии духовная энергия артефактов из храма Сёсоин поместила ежегодную осеннюю выставку в особую категорию: 14 240 посетителей в день приходили с благоговением и восхищением осматривать подборку экспонатов из коллекции сокровищ храма во время 17-дневной выставки в Национальном музее Нары. В 2012 году имели успех персональные выставки женщин художниц. В MoMA, помимо Синди Шерман, жителей Нью-Йорка заинтересовали работы Саньи Ивекович (5045 посетителей в день).
Экспозиция фотографий Франчески Вудман в нью-йоркском Музее Гуггенхайма привлекала в день почти то же количество посетителей, что и скульптуры Джона Чемберлена (3501 человек на первой выставке и 3583 — на второй). В Вашингтоне посмотреть на фотовыставку "Паломничество" Энни Лейбовиц в Смитсоновском музее американского искусства приходило приблизительно столько же публики, сколько на Песню-1 Дуга Эйткена, представлявшую собой видеоинсталляцию, в которой круглое здание Музея Хиршхорн использовалось как 360-градусный панорамный экран (3367 человек у Лейбовиц и 3401 — у Эйткена).
Самой посещаемой из многочисленных выставок, организованных в Лос-Анджелесе и Южной Калифорнии в рамках программы Центра Гетти Pacific Standard Time (PST), была выставка Калифорнийский дизайн 1930–1965 в Художественном музее округа Лос-Анджелес (LACMA), собиравшая 1724 человека в день. Другой крупный проект PST — Противоречивые тенденции в живописи и скульптуре Лос-Анджелеса — привлекал в Центр Гетти 1340 посетителей в день. Но в Лос-Анджелесе обе выставки померкли в тени экспозиции Херб Ритц. Лос-анджелесский стиль и фотовыставки Портреты звезд, проходившей в это же время в Центре Гетти и исследовавшей культ знаменитостей; обе они собирали около 2800 человек в день.
Посещаемость музеев
Рейтинги и положение первой десятки наиболее посещаемых художественных музеев в 2012 году показали мало динамики с прошлого года. Однако парижский Лувр, где открылось крыло исламского искусства, посетило за год почти на 1 млн человек больше, что позволило ему сохранить свою позицию на верхней строке списка со значительным отрывом от прочих музеев.
Открытие в Метрополитен-музее в Нью-Йорке исламских галерей, а также галерей, посвященных американскому искусству, помогло ему увеличить число посетителей (6,100 млн против 6,004 млн в 2011 году, хотя показатель 2012 года включает данные по филиалу музея Cloisters («Монастыри»), который извлек выгоду из организации выставки Льюиса Чессмена).
Успешный год в галерее Тейт Модерн особенно впечатляет с учетом того, что в Лондоне в 2012 году проходило конкурирующее событие — Олимпийские игры. Тейт Модерн взобралась на одну строчку выше — на четвертое место, опередив лондонскую Национальную галерею. Около 5,3 млн человек посетили этот музей, расположенный в районе Бэнксайд (по сравнению с 4,8 млн в 2011 году); из них 2912 человек в день приходили, чтобы ознакомиться с ретроспективой Дэмиена Херста, и около 2 млн присутствовали на демонстрациях перформансов, видеофильмов и инсталляций по случаю открытия филиала в Нефтехранилищах.
Среди новых музеев, которые добились внушительной статистики посещений, — Музей американского искусства Crystal Bridges в Бентонвилле, в штате Арканзас, который имеет бесплатный вход благодаря спонсорской поддержке торговой сети Walmart. В ландшафтно-архитектурном комплексе за $317 млн, спроектированном архитектором Моше Сэфди, разместилась быстрорастущая коллекция, основанная наследницей Walmart Элис Уолтон. Ее музей привлек в 2012 году 565,448 тыс. посетителей, вдвое превысив ожидания.
Другой новый частный музей, вход в который также бесплатный, пользовался не просто популярностью, но совершенно потрясающим успехом. Музей Соумайа, разместившийся в блестящей башне в пригороде Мехико, привлек 833,196 тыс. посетителей за первый год своего существования. Музей был построен, а его быстрорастущая коллекция сформирована одним из самых богатых в мире людей, телекоммуникационным магнатом Карлосом Слимом.
Самые популярные темы, лучшие выставки в культурных столицах, самые посещаемые музеи России и другие "музейные" рейтинги 2012 года в майском номере The Art Newspaper Russia.