18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Восстанавливается церковь в Зимнем дворце

Государственный Эрмитаж соберет в одном месте произведения религиозного искусства и даст верующим возможность молиться перед ними. Музей планирует к 2014 году завершить реконструкцию Большой церкви Зимнего дворца, придворного собора Спаса Нерукотворного. До революции 1917 года она была домовой церковью русских императоров, а позже стала одним из музейных залов.

Завершение реставрации Большой церкви Зимнего дворца будет приурочено к 250-летнему юбилею музея, основанного Екатериной II. В октябре был объявлен конкурс на реставрацию церковного помещения, которое до самого последнего времени использовалось как выставочная площадка. Реставрация иконостаса, разобранного при советской власти, ведется с 2012 года.

Собор Спаса Нерукотворного — одна из немногих сохранившихся частей первоначального Зимнего дворца, спроектированного Бартоломео Карло Растрелли. Над украшением церкви работали итальянские живописцы и резчики, а также Иван Вишняков; эскизы иконостаса и кафедры разработал сам Растрелли. После разрушительного пожара 1837 года, храм восстанавливался Василием Стасовым, значительная часть убранства была на сей раз выполнена не из дерева, а из папье-маше.

После реставрации в церкви можно будет увидеть придворное искусство императорского двора, которое украшало ее до 1917 года. Христиане получат возможность молиться перед иконами.

По словам Вячеслава Федорова, заведующего отделом истории русской культуры Эрмитажа, иконостас выжил практически чудом: его фрагменты попали в разные отделы музея. Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа, сообщил в сентябрьском интервью радио «Эхо Москвы», что наиболее ценные иконы будут экспонироваться в Большой церкви как в религиозном помещении и это позволит и молиться перед ними, и рассматривать их как художественные объекты.

Как и другие российские музеи, Эрмитаж на-ходится в сложных отношениях с Русской православной
церковью, поскольку последняя заявляет о своих правах на иконы и святыни, попавшие в музейные коллекции при советской власти.

Слава Романовых

Большая церковь изображена на картине маслом, на акварели и на рисунке XIX века, которые и легли в основу реконструкции ее интерьера. На картине Лаурица Туксена изображена свадьба Николая II и Александры Федоровны, состоявшаяся в 1894 го-ду. «На заднем плане видна икона святых Тита и Поликарпа, — рассказывает Федоров. — Она была написана в середине XIX века в память о чудесном спасении Александра II во время одного из покушений». По его словам, эта икона в свое время висела в Большой церкви.

Валерий Лукин, главный архитектор Эрмитажа, который курирует проект, подчеркивает уникальность восстановленного интерьера: публика фактически сможет увидеть творение Растрелли, отреставрированное Стасо-вым. В церковь вернут четыре деревянных канделябра работы Растрелли, переживших пожар; каждый из них имеет более 3 м в высоту. В трапезной разместится выставочный зал, где будут экспонироваться реликвии Романовых. Лукин подчеркивает, что реставраторы имеют дело с религиозным зданием и, даже несмотря на то что его не планируют превращать в действующий храм, все характерные особенности церковного устройства в нем будут сохранены. ‡

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+