18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Восстанавливается церковь в Зимнем дворце

Государственный Эрмитаж соберет в одном месте произведения религиозного искусства и даст верующим возможность молиться перед ними. Музей планирует к 2014 году завершить реконструкцию Большой церкви Зимнего дворца, придворного собора Спаса Нерукотворного. До революции 1917 года она была домовой церковью русских императоров, а позже стала одним из музейных залов.

Завершение реставрации Большой церкви Зимнего дворца будет приурочено к 250-летнему юбилею музея, основанного Екатериной II. В октябре был объявлен конкурс на реставрацию церковного помещения, которое до самого последнего времени использовалось как выставочная площадка. Реставрация иконостаса, разобранного при советской власти, ведется с 2012 года.

Собор Спаса Нерукотворного — одна из немногих сохранившихся частей первоначального Зимнего дворца, спроектированного Бартоломео Карло Растрелли. Над украшением церкви работали итальянские живописцы и резчики, а также Иван Вишняков; эскизы иконостаса и кафедры разработал сам Растрелли. После разрушительного пожара 1837 года, храм восстанавливался Василием Стасовым, значительная часть убранства была на сей раз выполнена не из дерева, а из папье-маше.

После реставрации в церкви можно будет увидеть придворное искусство императорского двора, которое украшало ее до 1917 года. Христиане получат возможность молиться перед иконами.

По словам Вячеслава Федорова, заведующего отделом истории русской культуры Эрмитажа, иконостас выжил практически чудом: его фрагменты попали в разные отделы музея. Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа, сообщил в сентябрьском интервью радио «Эхо Москвы», что наиболее ценные иконы будут экспонироваться в Большой церкви как в религиозном помещении и это позволит и молиться перед ними, и рассматривать их как художественные объекты.

Как и другие российские музеи, Эрмитаж на-ходится в сложных отношениях с Русской православной
церковью, поскольку последняя заявляет о своих правах на иконы и святыни, попавшие в музейные коллекции при советской власти.

Слава Романовых

Большая церковь изображена на картине маслом, на акварели и на рисунке XIX века, которые и легли в основу реконструкции ее интерьера. На картине Лаурица Туксена изображена свадьба Николая II и Александры Федоровны, состоявшаяся в 1894 го-ду. «На заднем плане видна икона святых Тита и Поликарпа, — рассказывает Федоров. — Она была написана в середине XIX века в память о чудесном спасении Александра II во время одного из покушений». По его словам, эта икона в свое время висела в Большой церкви.

Валерий Лукин, главный архитектор Эрмитажа, который курирует проект, подчеркивает уникальность восстановленного интерьера: публика фактически сможет увидеть творение Растрелли, отреставрированное Стасо-вым. В церковь вернут четыре деревянных канделябра работы Растрелли, переживших пожар; каждый из них имеет более 3 м в высоту. В трапезной разместится выставочный зал, где будут экспонироваться реликвии Романовых. Лукин подчеркивает, что реставраторы имеют дело с религиозным зданием и, даже несмотря на то что его не планируют превращать в действующий храм, все характерные особенности церковного устройства в нем будут сохранены. ‡

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+