Коллекция произведений русского авангарда, которой стартовали русские торги Sotheby’s, себя более чем оправдала. Впечатляюще, за £3,6 млн, продана «Конструкция № 95» 1919 года Александра Родченко, с желтой сеткой на алом фоне, она стала самой дорогой из работ русского конструктивиста, проданных на аукционах. Но этого все ждали, недаром полотно было предварительно оценено в £2,5–3,5 млн. Неожиданностью же стало невероятное, в 20 раз, повышение цены на «Седьмое измерение. Супрематический рельеф» Ильи Чашника — работу, созданную около 1920 года из дерева, бумаги, картона и стекла с тонировкой красной и черной тушью. Эстимейт для нее был £100–150 тыс., но после продолжительного торга, в котором участвовали покупатели из зала и по телефону, державший молоток лорд Марк Полтимор триумфально продал ее за £2,4 млн (везде указана итоговая цена, с процентами аукционного дома). Произведения верного ученика Казимира Малевича очень редко продаются: короткая, всего 27 лет, жизнь художника, почти полное уничтожение архивов «Утвердителей нового искусства» (УНОВИС) в Витебске во время Великой Отечественной войны — как следствие работ Чашника осталось крайне мало.
Кроме того, и происхождение у супрематического рельефа достойное — от сына художника (который устроил первую выставку отца в 1978 году в Дюссельдорфе) через руки художника-кинетиста и коллекционера Льва Нусберга, репутацию собрания которого, правда, едва не испортил так ничем и не закончившийся спор о подлинности некоторых работ с галеристом Гари Татинцяном.
Вообще, все 26 лотов, которые были представлены как «работы из частной европейской коллекции», хорошо характеризуют собравшего их человека: имена принципиальные, произведения, может, и небольшие (много графики), зато знаковые. Поэтому все были распроданы с превышением эстимейтов (кроме абстракции Владимира Стенберга, видимо слишком дорого оцененной в £800 тыс. — £1,2 млн, и клочка ткани по дизайну Варвары Степановой).
Для произведений Лазаря Хидекеля, одного из главных последователей Малевича в УНОВИС, также поставлен рекорд — £26,6 тыс. при эстимейте £12–18 тыс. Сумма скромная, но Хидекеля на арт-рынке знают плохо, его работ в частных коллекциях почти что и нет. По-видимому, тот круг чернилами на бумаге, что продан на аукционе, и есть «супрема», один из основополагающих элементов супрематизма. В центре круга — отверстие; предполагается, что по этому эскизу мог быть выполнен некий объект, который при вращении давал специально рассчитанный визуальный эффект.
Традиционный раздел аукциона с живописью русского академизма прошел спокойно. Иван Айвазовский еще раз подтвердил свою притягательность для коллекционеров (его полотно лидировало вчера и на аукционе Christie’s): «Берег Ялты» 1851 года продан за £488 тыс. (при эстимейте £300–500 тыс.). Подорожала и другая «Ялта», 1990 года — «тряпочка» (живопись на ткани) Тимура Новикова. Раздел искусства второй половины ХХ века тоже пользовался умеренной популярностью, среди соцреалистов ожидаемо лидировали нагие мальчики Александра Дейнеки («В Донбассе», 1954, £422 тыс.).
В отдельный каталог была выделена коллекция произведений художников-нонконформистов, собранная Яковом и Кендой Бар-Гера. Самыми дорогими стали работы Олега Целкова, Михаила Шварцмана и Владимира Вейсберга, «Белый радиоприемник на белой скатерти» которого продан за £75 тыс.
Всего аукцион русской живописи и графики Sotheby’s собрал £12,5 млн.