ИРРИ открывается после масштабной реконструкции здания и смены экспозиции, приуроченной к его пятилетию. Музей был закрыт с августа, но уже с 1 декабря работает для всех желающих.
В честь юбилея Института русского реалистического искусства 1 декабря обновленные залы можно будет увидеть бесплатно, а работать музей будет до 21:00. Посмотреть есть на что: изменениям подверглось почти все в здании бывшей ситценабивной фабрики, в которой пять лет назад открылся частный музей, — от логотипа до художественного наполнения залов. Как объясняет основатель ИРРИ Алексей Ананьев, модернизация была спровоцирована расширением коллекции — закономерно потребовалось увеличение выставочных площадей. Сейчас в собрании около 6 тыс. произведений 352 художников. О новых приобретениях, которые включили в экспозицию, рассказала арт-директор ИРРИ Надежда Степанова: «Добавилась картина Эдуарда Браговского „Как работа?“. На первом этаже можно увидеть две новые вещи Георгия Нисского, которые мы представляли на временных выставках, — это „Над снегами“ и „В пути“. Также теперь выставлена большая и очень важная работа Виктора Иванова „В кафе «Греко»“».
Преобразованием пространства занималось бюро Project Eleven и его архитекторы Игорь Чиркин и Павел Пришин, до этого уже работавшие с институтом над рядом выставок. «Здание по своей структуре не было предназначено для музея, и нам было интересно переосмыслить и „перезагрузить“ его, чтобы на трех этажах комфортно разместилась довольно большая экспозиция, имеющая свою логику и структуру, — рассказал Игорь Чиркин. — Мы постарались перепридумать функционал, включить общественные пространства для мастер-классов и образовательных программ, чтобы музей работал как живой организм».
Изменилась и сама структура показа работ. Раньше посетители спускались с третьего этажа на первый, следуя за хронологией экспозиции, — теперь должны, наоборот, подниматься. На первом этаже разместили искусство от начала XX века до 1950-х, работы членов Союза русских художников, Ассоциации художников революционной России, Общества художников-станковистов и других. На втором остались шестидесятники, а этаж поделили на две части: в одной показаны представители «сурового стиля», среди которых Виктор Иванов, Петр Оссовский, Гелий Коржев, а во второй — новые приобретения, в том числе «Три художника» Виктора Попкова. На третьем этаже выставлено искусство с 70-х годов прошлого века до современности.
Параллельно основной экспозиции на первом этаже открылась выставка «Рассказы». «Мы пять лет рассказываем, например, о том, что у нас хранится графика Александра Дейнеки „Спортсменка, завязывающая ленту“ и что она является эскизом к большой картине „Купальщица“ из Третьяковской галереи. Работа находилась на реставрации, и она не входит в постоянную экспозицию, то есть мы рассказывали о ней, а показать не могли», — комментирует Надежда Степанова. Среди сюжетов «Рассказов» — вышеупомянутая «Купальщица» из Третьяковки, и «Три поколения» Петра Оссовского из Пермской государственной художественной картинной галереи, и уникальные архивные видео с работами, и мемуары, и полотна, и эскизы к ним.