Мир искусства обязан Андре Мальро (1901–1976) умением сопоставлять произведения и стили разных эпох, которые до него никто и не думал сравнивать. Как бесстрашный серфер, он рассекал в своем эссе «Воображаемый музей» по волнам истории искусства — от средневекового витража к исламским коврам, от кельтов к шумерам, от греческой античности к индейским идолам. Писатель, культуролог, путешественник, министр культуры при Шарле де Голле, Мальро в течение 20 лет (с 1930 по 1950 год) писал свой главный труд — «Голоса безмолвия», где одна глава была посвящена идее воображаемого музея, вдохновившей затем не одно поколение искусствоведов, кураторов и теоретиков. Мальро нащупал нити, соединяющие разные эпохи. Неудивительно, что отец постмодернизма Жан-Франсуа Лиотар написал о нем биографическое исследование: в самом образе мышления Мальро уже были заложены контуры современной культурной политики. В своем «музее» Мальро создал проекцию прошлого в настоящее и наоборот: туда, где «ночь Бодлера смыкается с ночью Микеланджело», а плавность контура скульптур Парфенона предвосхищает сфумато Леонардо. Мальро сумел увидеть в «Расстреле императора Максимилиана» Эдуарда Мане «Третье мая» Франсиско Гойи, а в «Олимпии» — «Маху обнаженную», тем самым предвосхитив постмодернистскую концепцию диалога искусства.
Выставка в ГМИИ им. А.С.Пушкина также построена на диалоге всех периодов искусства начиная с первобытного. Над этим opus magnum работала целая кураторская команда под руководством Ирины Антоновой. В проекте задействованы Эрмитаж, Третьяковская галерея, Лувр, музей Орсе, Центр Помпиду, Музей Пикассо, музей Прадо, музеи Берлина и другие. Среди представленного — «Св. Фома» Жоржа де Латура, «Портрет Клемансо» Эдуарда Мане, «Клоунесса Ша-Ю-Као» Анри Тулуз-Лотрека, «Мужской портрет» Антонелло да Мессина, «Сцена в таверне» Диего Веласкеса. Отдельный раздел экспозиции посвящен биографии Андре Мальро.