18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Воображаемый музей» Андре Мальро на время стал реальным

№49
Материал из газеты

ГМИИ им. А. С. Пушкина собрал шедевры разных эпох под одной крышей

Мир искусства обязан Андре Мальро (1901–1976) умением сопоставлять произведения и стили разных эпох, которые до него никто и не думал сравнивать. Как бесстрашный серфер, он рассекал в своем эссе «Воображаемый музей» по волнам истории искусства — от средневекового витража к исламским коврам, от кельтов к шумерам, от греческой античности к индейским идолам. Писатель, культуролог, путешественник, министр культуры при Шарле де Голле, Мальро в течение 20 лет (с 1930 по 1950 год) писал свой главный труд — «Голоса безмолвия», где одна глава была посвящена идее воображаемого музея, вдохновившей затем не одно поколение искусствоведов, кураторов и теоретиков. Мальро нащупал нити, соединяющие разные эпохи. Не­­удивительно, что отец постмодернизма Жан-Франсуа Лиотар написал о нем биографическое исследование: в самом образе мышления Мальро уже были заложены контуры современной культурной политики. В своем «музее» Мальро создал проекцию прошлого в настоящее и наоборот: туда, где «ночь Бодлера смыкается с ночью Микеланджело», а плавность контура скульптур Парфенона предвосхищает сфумато Леонардо. Мальро сумел увидеть в «Расстреле императора Максимилиана» Эдуарда Мане «Третье мая» Франсиско Гойи, а в «Олимпии» — «Маху обнаженную», тем самым предвосхитив постмодернистскую концепцию диалога искусства.

Выставка в ГМИИ им. А.С.Пушкина также построена на диалоге всех периодов искусства начиная с первобытного. Над этим opus magnum работала целая кураторская команда под руководством Ирины Антоновой. В проекте задействованы Эрмитаж, Третьяковская галерея, Лувр, музей Орсе, Центр Помпиду, Музей Пикассо, музей Прадо, музеи Берлина и другие. Среди представленного — «Св. Фома» Жоржа де Латура, «Портрет Клемансо» Эдуарда Мане, «Клоунесса Ша-Ю-Као» Анри Тулуз-Лотрека, «Мужской портрет» Антонелло да Мессина, «Сцена в таверне» Диего Веласкеса. Отдельный раздел экспозиции посвящен биографии Андре Мальро.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+