Модерировали встречу в петербургском Манеже ректор Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина и комиссар российского павильона на Венецианской биеннале Семен Михайловский, а также художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин. В центральном выставочном зале Петербурга подобный симпозиум проходит во второй раз — предыдущий, под девизом «Современное искусство: вместе или рядом?», состоялся год назад, также в рамках Культурного форума.
Организаторы справедливо ведут отсчет подобных мероприятий от встречи деятелей культуры и искусства с вице-премьером Ольгой Голодец и министром культуры Владимиром Мединским на открытии нижегородского Арсенала в июне 2015 года — тот первый симпозиум носил название «Современное искусство как важнейший фактор развития российской культуры».
С тех пор многое изменилось. В этом году в программе Культурного форума нет отдельной секции, посвященной изобразительному искусству, а из официальных лиц симпозиум в Манеже посетили замминистра культуры Александр Журавский, глава РОСИЗО Сергей Перов и руководитель санкт-петербургского Комитета по культуре Константин Сухенко.
Во второй части симпозиума были подняты вопросы глобального культурного обмена. «Чего от нас ждут? Какое искусство готовы принять на Западе?» — обратился к собравшимся Семен Михайловский.
Отдел новейших течений Государственного Русского музея в лице его основателя Александра Боровского вначале бодро отрапортовал впечатляющими цифрами обменных выставок, а затем, уже с другой интонацией, сформулировал важный вопрос, ответ на который до сих пор не найден. «Способно ли искусство функционировать вне повсеместно принятого международного формата обмена?» — спросил Боровский, имея в виду арт-истеблишмент, и отметил, что сейчас мало внимания обращают на «ниши локального искусства», которое даже количественно превосходит те модные тенденции, что выходят на биеннале и традиционно получают поддержку.
О поддержке на государственном уровне современного искусства как направления в целом первым заговорил заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков. Вслед за ним совладелец галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин обострил дискуссию, заявив, в частности: «Современное русское искусство погрязло в мелкотемье!» По его мнению, государство должно заботиться о «дискурсостроении», но это любопытное предложение из его уст прозвучало почти как призыв к установлению официальной идеологии.
Спор по принципиальным вопросам, возникший у Дмитрия Ханкина с Ольгой Свибловой, едва не перерос в перепалку, но в финале своего выступления директор Мультимедиа Арт Музея мудро резюмировала: «Чудесно, что мы сражаемся проектами, художниками, выставками — у кого лучше».
Состоявшаяся по инициативе Свибловой передача в Центр Помпиду произведений современных российских художников и открытие выставки «КОЛЛЕКЦИЯ!» были упомянуты Семеном Михайловским и консулом Франции в Санкт-Петербурге Тибо Фуррьером как важный положительный пример.
Однако Александр Боровский, Дмитрий Ханкин и директор Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева Михаил Миндлин не преминули отметить, что это событие у каждого из них оставляет вопросы (которые, впрочем, остались невысказанными). Стоявший у истоков Государственного центра современного искусства Миндлин в своем выступлении прямо назвал его переформирование уничтожением, но Сергей Перов на этот раз никак не отреагировал на резкое заявление. Заставляли задуматься и понятные всем слова Ольги Свибловой: «Желательно, чтобы государство не давало тех опасных сигналов, которые недавно получали современное искусство и театр».
Как рассказал председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Константин Сухенко, инвестиции городского бюджета в современное искусство все время растут. «Не хватает моды на культуру», — закончил он свое выступление. По мнению директора Политехнического музея Юлии Шахновской, пока что у нас отсутствует запрос на создание культурной инфраструктуры, которая может быть предметом экспорта, и государство должно поставить перед собой задачу создания такой среды.
Алиса Прудникова, недавно назначенная главой дирекции регионального развития РОСИЗО, подчеркнула значение горизонтальных связей, локальных сюжетов, малых сообществ. Основываясь на опыте Уральской индустриальной биеннале, представленной во Всемирной ассоциации биеннале, Прудникова рассказала, как современная культура способна работать в Екатеринбурге или южнокорейском Кванчжу, противопоставив эти истории успеха глобализму Венецианской биеннале.
Яркую речь екатеринбургского комиссара выслушивали заместитель мэра Венеции по вопросам инноваций Люка Батистелла и вместе с ним другие иностранные гости, в частности петербургские генконсулы Нидерландов Ханс Весселинг, Индии Арун Кумар Шарма, директор Гете-института Ангелика Эдер, ограничившиеся в своих выступлениях набором общих мест и комплиментов.