18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эпоха складывается из мгновений

Альбом Якова Халипа, выпущенный к его ретроспективе в Центре фотографии имени братьев Люмьер, посвящен важнейшим моментам истории страны в ХХ веке

После возвращения папанинцев с Северного полюса (Яков Халип фиксировал их экспедицию в жанре эпического повествования) в Кремле устроили прием. Сталин был в хорошем настроении, приглашал дам танцевать. Пригласил и жену Халипа. Сын его вспоминает: «После тура вальса отец подошел к Сталину и представился: „Я фотокорреспондент и только что пропустил такой замечательный снимок“. Сталин спросил: „А ты хорошо снимать умеешь?“

На что отец ответил, что, наверное, неплохо, если его послали в такую ответственную командировку. Сталин приказал, чтобы принесли камеру. Утром в „Известиях“ на первой полосе была фотография Халипа с кремлевского приема».

Свой первый известный кадр Яков Халип (1808–1980) сделал 16-летним школьником на Красной площади в день похорон Ленина. Снимок разместили в школьной стенгазете. Одного из лучших учеников Александра Родченко, Халипа неслучайно называют «учеником авангарда» — очень уж на него повлияли конструктивистские ракурсы. Впрочем, корни «эстетического подхода к действительности» у фотографа еще более ранние: сын суфлера Мариинского театра и оперной певицы Императорских театров, Халип был сформирован эпохой Серебряного века.

Начинал он в кино. В 1927 году стал фотографом легендарного фильма Бориса Барнета «Москва в Октябре». Позже занимался рекламными съемками для Интуриста, создавая визуальный, фотографический аналог пропагандистской витрины СССР. Именно в эти годы складываются его репутация и популярность, в конечном счете приведшие фотографа и на Северный полюс. Арктический эпос стал одним из важнейших циклов в творчестве Халипа, таким же как позже его военные корреспонденции (во время Второй мировой войны он работал в газете «Красная звезда»).

В Центре фотографии имени братьев Люмьер над халиповской ретроспективой работали больше десяти лет, после того как в 2003-м стал доступен его архив. К большой монографической выставке, куда вошли самые важные снимки Халипа, сгруппированные по циклам («Фотограф в кино», «Опыт фотоавангарда», «Арктический эпос», «Военный фотокорреспондент», «Послевоенный репортаж»), выпустили большой изящный альбом «Поколение. Наследник авангарда Яков Халип» (издательство Paulsen), а еще отдельную брошюру, прицельно отданную северной экспедиции. Фотографии Халипа, выстроенные здесь в последовательный рассказ, перемежаются картами и уникальными артефактами.

Каталог выставки выглядит более традиционно и основательно. Черно-белые в основном фотографии — цветные снимки появляются ближе к финалу — опубликованы вместе со сканами книг и журналов, для которых они создавались. Наталья Григорьева-Литвинская, главный куратор Центра имени братьев Люмьер, считает этот издательский комплект «очередной победой всей российской фотографии в целом». В своем вступительном слове она уточняет замысел: «Мы попытались сделать книгу не только о мастерстве выдающегося художника, но и о самых важных моментах истории нашей страны, которые Халип тщательно фиксировал».

Самое читаемое:
1
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
2
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
3
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
4
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
5
Нотр-Дам: восставший из пепла
После пожара 2019 года, заставившего плакать буквально весь мир, собор Парижской Богоматери воскресили за необычайно короткое время: он торжественно открывается 7 декабря
05.12.2024
Нотр-Дам: восставший из пепла
6
Прививая вкус к современному искусству
Коллаборации, смелые проекты, партнерство с ярмарками искусства — «Мясной дом Бородина» быстро, органично и с долей юмора становится участником арт-процесса
12.12.2024
Прививая вкус к современному искусству
7
Михаил Пиотровский «готовится к смене караула»
Говоря о своих иностранных коллегах, которые в скором времени покинут посты руководителей музеев, генеральный директор Государственного Эрмитажа рассказал и о себе
02.12.2024
Михаил Пиотровский «готовится к смене караула»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+