18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эпоха складывается из мгновений

Альбом Якова Халипа, выпущенный к его ретроспективе в Центре фотографии имени братьев Люмьер, посвящен важнейшим моментам истории страны в ХХ веке

После возвращения папанинцев с Северного полюса (Яков Халип фиксировал их экспедицию в жанре эпического повествования) в Кремле устроили прием. Сталин был в хорошем настроении, приглашал дам танцевать. Пригласил и жену Халипа. Сын его вспоминает: «После тура вальса отец подошел к Сталину и представился: „Я фотокорреспондент и только что пропустил такой замечательный снимок“. Сталин спросил: „А ты хорошо снимать умеешь?“

На что отец ответил, что, наверное, неплохо, если его послали в такую ответственную командировку. Сталин приказал, чтобы принесли камеру. Утром в „Известиях“ на первой полосе была фотография Халипа с кремлевского приема».

Свой первый известный кадр Яков Халип (1808–1980) сделал 16-летним школьником на Красной площади в день похорон Ленина. Снимок разместили в школьной стенгазете. Одного из лучших учеников Александра Родченко, Халипа неслучайно называют «учеником авангарда» — очень уж на него повлияли конструктивистские ракурсы. Впрочем, корни «эстетического подхода к действительности» у фотографа еще более ранние: сын суфлера Мариинского театра и оперной певицы Императорских театров, Халип был сформирован эпохой Серебряного века.

Начинал он в кино. В 1927 году стал фотографом легендарного фильма Бориса Барнета «Москва в Октябре». Позже занимался рекламными съемками для Интуриста, создавая визуальный, фотографический аналог пропагандистской витрины СССР. Именно в эти годы складываются его репутация и популярность, в конечном счете приведшие фотографа и на Северный полюс. Арктический эпос стал одним из важнейших циклов в творчестве Халипа, таким же как позже его военные корреспонденции (во время Второй мировой войны он работал в газете «Красная звезда»).

В Центре фотографии имени братьев Люмьер над халиповской ретроспективой работали больше десяти лет, после того как в 2003-м стал доступен его архив. К большой монографической выставке, куда вошли самые важные снимки Халипа, сгруппированные по циклам («Фотограф в кино», «Опыт фотоавангарда», «Арктический эпос», «Военный фотокорреспондент», «Послевоенный репортаж»), выпустили большой изящный альбом «Поколение. Наследник авангарда Яков Халип» (издательство Paulsen), а еще отдельную брошюру, прицельно отданную северной экспедиции. Фотографии Халипа, выстроенные здесь в последовательный рассказ, перемежаются картами и уникальными артефактами.

Каталог выставки выглядит более традиционно и основательно. Черно-белые в основном фотографии — цветные снимки появляются ближе к финалу — опубликованы вместе со сканами книг и журналов, для которых они создавались. Наталья Григорьева-Литвинская, главный куратор Центра имени братьев Люмьер, считает этот издательский комплект «очередной победой всей российской фотографии в целом». В своем вступительном слове она уточняет замысел: «Мы попытались сделать книгу не только о мастерстве выдающегося художника, но и о самых важных моментах истории нашей страны, которые Халип тщательно фиксировал».

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+