Начинку этого большого, многосоставного проекта из нескольких выставок и многочисленных мероприятий: дискуссий, круглых столов, кинопоказов, перформансов, концертов — разработали кураторы фонда V–A–C («Виктория — искусство быть современным»), а Государственный музей истории ГУЛАГа предоставил современному искусству свои пространства.
Анна Ильченко, один из кураторов программы «Процессы», объяснила TANR ее задачи так: «Сотрудничество нашего фонда с Музеем истории ГУЛАГа — еще один результат работы V–A–C с нехудожественными институциями, в которых мы ищем возможности сосуществования традиционного музея и актуального искусства». По ее словам, этот музей — новая территория, ставшая продуктивной площадкой для тех, кому небезразлична политическая история России, а современное искусство — область наиболее активного критического знания. «Исторический и визуальный нарратив о больших социальных катастрофах, в ряду которых ГУЛАГ занимает одно из центральных мест, часто становится поводом для спекуляций. Музей должен противостоять стремлению превратить реальную человеческую трагедию в очередную ставку в политической игре. Актуальное искусство в его контексте — важнейший критический инструмент, способный ставить сложные вопросы», — подчеркнула куратор.
«Мы очень заинтересованы в расширении своих границ и привлечении художественного сообщества для образного осмысления истории репрессий и создания новых произведений искусства», — говорит директор музея Роман Романов. У музея уже есть богатый опыт взаимодействия с современными художниками. Пока программа рассчитана на полгода. «Пакт молчания» Михаила Толмачева, первая ее выставка, открылся в ноябре. Последний анонс датирован апрелем, когда здесь покажут «Памятник всем на радость» — премьеру документального фильма эстонской художницы Кристины Норман.
Михаил Толмачев, студент Высшей школы искусств и графики в Лейпциге, рассказывает, что фотопроект «Пакт молчания» создавался параллельно программе «Процессы», поэтому разделить их сложно. «Моя новая работа строится вокруг „Соловецкого фотоальбома“ из коллекции Музея ГУЛАГа. Ценность ее в том, что она поднимает пласт вопросов истории репрессий в России, касающихся репрезентации прошлого, работы памяти и мемориальной культуры в целом, но и роли современных художественных практик», — поясняет художник.
В рамках программы также запланированы криминалистические инсталляции «Череп Менгеле» Эяля Вайцмана, Томаса Кинана и «Череп Лейбница» Хито Штайерля (до 11 декабря), перформанс «Судебный процесс» Росселлы Бискотти (17 декабря — 13 января), коллективная выставка «Ландшафт» «Лаборатории городской фауны» (18 января — 11 марта), исследовательский проект «Вандомская насыпь» калифорнийского архитектора Дэвида Гиссена (март), мультимедийная инсталляция «Всемирный суд. Репетиция» канадки Джуди Радул (март — апрель).
Музей истории ГУЛАГа продолжит сотрудничество с институциями, занимающимися современным искусством, а также откроет арт-резиденцию в павильоне рядом с музеем уже в 2017 году.