18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Чтобы помнили

№49
Материал из газеты

«Процессы. Опыты искусства в музее», программа выставок и дискуссий в Музее истории ГУЛАГа, подготовленная фондом V–A–C и рассчитанная на полгода, открылась выставкой Михаила Толмачева

Начинку этого большого, многосоставного проекта из нескольких выставок и многочисленных мероприятий: дискуссий, круглых столов, кинопоказов, перформансов, концертов — разработали кураторы фонда V–A–C («Виктория — искусство быть современным»), а Государственный музей истории ГУЛАГа предоставил современному искусству свои пространства.

Анна Ильченко, один из кураторов программы «Процессы», объяснила TANR ее задачи так: «Сотрудничество нашего фонда с Музеем истории ГУЛАГа —  еще один результат работы V–A–C с нехудожественными институциями, в которых мы ищем возможности сосуществования традиционного музея и актуального искусства». По ее словам, этот музей — новая территория, ставшая продуктивной площадкой для тех, кому небезразлична политическая история России, а современное искусство — область наиболее активного критического знания. «Исторический и визуальный нарратив о больших социальных катастрофах, в ряду которых ГУЛАГ занимает одно из центральных мест, часто становится поводом для спекуляций. Музей должен противостоять стремлению превратить реальную человеческую трагедию в очередную ставку в политической игре. Актуальное искусство в его контексте — важнейший критический инструмент, способный ставить сложные вопросы», — подчеркнула куратор.

«Мы очень заинтересова­ны в расширении своих границ и привлечении художественного сообщества для образного осмысления истории репрессий и создания новых произведений искусства», — говорит директор музея Роман Романов. У музея уже есть богатый опыт взаимодействия с современными художниками. Пока программа рассчитана на полгода. «Пакт молчания» Михаила Толмачева, первая ее выставка, открылся в ноябре. Последний анонс датирован апрелем, когда здесь покажут «Памятник всем на радость» — премьеру документального фильма эстонской художницы Кристины Норман.

Михаил Толмачев, студент Высшей школы искусств и графики в Лейпциге, рассказывает, что фотопроект «Пакт молчания» создавался параллельно программе «Процессы», поэтому разделить их сложно. «Моя новая работа строится вокруг „Соловецкого фотоальбома“ из коллекции Музея ГУЛАГа. Ценность ее в том, что она поднимает пласт вопросов истории репрессий в России, касающихся репрезентации прошлого, работы памяти и мемориальной культуры в целом, но и роли современных художественных практик», — поясняет художник.

В рамках программы также запланированы криминалистические инсталляции «Череп Менгеле» Эяля Вайцмана, Томаса Кинана и «Череп Лейбница» Хито Штайерля (до 11 декабря), перформанс «Судебный процесс» Росселлы Бискотти (17 декабря — 13 января), коллективная выставка «Ландшафт» «Лаборатории городской фауны» (18 января — 11 марта), исследовательский проект «Вандомская насыпь» калифорнийского архитектора Дэвида Гиссена (март), мультимедийная инсталляция «Всемирный суд. Репетиция» канадки Джуди Радул (март — апрель).

Музей истории ГУЛАГа продолжит сотрудничество с институциями, занимающимися современным искусством, а также откроет арт-резиденцию в павильоне рядом с музеем уже в 2017 году.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+