18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Гостеприимный грузинский авангард

№49
Материал из газеты

На выставке в Отделе личных коллекций ГМИИ имени Пушкина с 8 декабря можно увидеть работы Нико Пиросмани, Ладо Гудиашвили и других грузинских модернистов

Атмосфера «маленького Парижа», как называли Тифлис в начале ХХ века, породила плеяду замечательных поэтов и художников. Авангардные эксперименты достигли берегов Куры в конце 1910-х годов. Сначала они проявились в литературе, а затем распространились на все виды искусства, театр и кинематограф.

Точками распространения новых форм стали артистические кафе Тифлиса, где выступали поэты Давид Бурлюк, Алексей Крученых, Осип Мандельштам и Владимир Маяковский. Местные же художники украшали росписями интерьеры этих заведений.

Важным импульсом стало открытие в 1912 году для русской и европейской публики самобытного гения Нико Пиросмани. Петербуржец Михаил Ле-Дантю и тифлисец поэт-футурист Илья Зданевич были первыми, кто сопоставил работы Пиросмани с известными им по собранию Сергея Щукина произведениями французского художника-самоучки Анри Руссо. Впрочем, необычайный культурный расцвет Тифлиса первых трех десятилетий ХХ века вряд ли можно определить как единое явление: слишком разными были творческие методы примитивиста Пиросмани, кубофутуриста Зданевича, «парижанина из Тбилиси» Ладо Гудиашвили и модерниста Давида Какабадзе. Кроме того, грузинский авангард очень сильно укоренен в национальной традиции, основанной на религиозном искусстве и реализме XIX века.

Совместная инициатива ГМИИ им. А.С.Пушкина и фонда U-Art, учрежденного коллекционерами Иветой и Тамазом Манашеровыми, экспозиция грузинского искусства первой трети ХХ века развернется на трех этажах Музея личных коллекций.

На выставке также будут представлены работы из собраний Третьяковской галереи, Русского музея, Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина, Государственного музея искусства народов Востока, Российской государственной библиотеки, Российского государственного архива литературы и искусства, киностудии «Грузия-фильм», а также из нескольких известных частных собраний: Арчила Геловани, Игоря Сановича, Валентина Шустера, Александра Джапаридзе, Ираклия Андроникова, Манашеровых и других коллекционеров.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+